ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2005 года
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Степановой Е.В.,
с участием прокурора Силаковой Ю.А.,
при секретаре Михалеве И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению первого заместителя прокурора Приморского края о
признании отдельных положений постановления Губернатора
Приморского края N 480 от 09.09.1996 (в редакции постановления N
634 от 22.08.2001) "Об утверждении Положения о Приморской краевой
подсистеме единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и определении функций органов
исполнительной власти Приморского края по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций" противоречащими
законодательству и недействующими,
установил:
Первый заместитель прокурора Приморского края обратился в
Приморский краевой суд с заявлением о признании постановления
Губернатора Приморского края N 480 от 09.09.1996 (в редакции
постановления N 634 от 22.08.2001) "Об утверждении Положения о
Приморской краевой подсистеме единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определении
функций органов исполнительной власти Приморского края по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" противоречащим
действующему законодательству.
В последующем уточнил заявленные требования и просил признать
отдельные положения указанного постановления, утвержденного им
"Положения о Приморской краевой подсистеме единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и
Приложения "Функции органов исполнительной власти края по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" к постановлению
недействующими со дня вынесения решения суда.
Указал, что оспариваемое постановление принято на основании
Постановления Правительства Российской Федерации N 113 от
05.11.1995 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций" и воспроизводит многие его
положения. Однако, данное Постановление Правительства утратило
силу в связи с утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 "Положением о единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", принятого во исполнение Федерального закона от
21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Отдельные положения оспариваемого постановления противоречат
федеральному законодательству.
В судебном заседании требования поддержала прокурор Силакова
Ю.А.
Представитель Губернатора Приморского края Смирнов Ю.Ю. с
заявлением прокурора не согласен. Отрицает, что постановление
Губернатора Приморского края противоречит Постановлению
Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003, либо иным
законодательным актам. В случае отмены отдельных положений
постановления урегулированные им отношения останутся без должного
правового регулирования.
Представители Главного управления по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) Приморского края Петрова Т.В. и
Кудрявкин А.И. полагают, что оспариваемые прокурором положения
постановления не противоречат федеральному законодательству и
ссылались на нецелесообразность их отмены в настоящее время.
Выслушав прокурора Силакову Ю.А., представителя Губернатора
Приморского края Смирнова Ю.Ю. и представителей Главного
управления по делам ГОЧС Приморского края Петрову Т.В. и
Кудрявкина А.И., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу
об удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
В силу пунктов 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации
по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам.
Указанные конституционные принципы закреплены и в пункте 1
статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (с
последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ
(в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ) "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" закреплено, что законодательство Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в
соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации.
По делу установлено, что постановление Губернатора Приморского
края N 480 от 09.09.1996 "Об утверждении Положения о Приморской
краевой подсистеме единой государственной системы было
опубликовано в Сборнике нормативных актов Администрации
Приморского края N 9 за 1996 год.
Согласно постановления Губернатора Приморского края N 480 от
09.09.1996 (в редакции постановления N 634 от 22.08.2001) "Об
утверждении Положения о Приморской краевой подсистеме единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и определении функций органов исполнительной власти
Приморского края по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций" оно принято в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 N 1113 "О
единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций".
Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации N
794 от 30.12.2003 "О единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций" указанное Постановление
Правительства Российской Федерации признано утратившим силу.
Статьей 3 Положения о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации N 794 от
30.12.2003 закреплено, что единая система, состоящая из
функциональных и территориальных подсистем, действует на
федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом
уровнях.
Согласно пункта 4 указанного Положения функциональные
подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти
согласно приложению для организации работы в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере
деятельности этих органов. Организация, состав сил и средств
функциональных подсистем, а также порядок их деятельности
определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями
федеральных органов исполнительной власти по согласованию с
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
Согласно пункта 5 указанного Положения территориальные
подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской
Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в
пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих
административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а
также порядок их деятельности определяются положениями о них,
утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Между тем, как следует из пункта 4 Положения о Приморской
краевой подсистеме единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением
Губернатора Приморского края N 480 от 09.09.1996 краевая
подсистема РСЧС включает в себя не только территориальную
(краевую), но и функциональные подсистемы, что противоречит
федеральному законодательству, поскольку краевая подсистема
создается в субъекте Российской Федерации и не может включать в
себя функциональную подсистему, которая создается федеральными
органами исполнительной власти.
Как следует из пункта 6 Положения о Приморской краевой
подсистеме единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (в редакции постановления N 634
от 22.08.2001 функциональные подсистемы РСЧС создаются и действуют
в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995
года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Таким образом, указанный пункт затрагивает функциональную
систему, организация и порядок деятельности которой регулируется
на федеральном уровне. Кроме того, как было сказано ранее
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 N
1113 утратило силу.
Пунктом 12 оспариваемого Положения в состав сил и средств
краевой подсистемы РСЧС также входят силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, что противоречит пункту 4
Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N
794.
Согласно Приложению "Функции органов исполнительной власти края
по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" к
постановлению Губернатора Приморского края N 480 от 09.09.1996 (в
редакции постановления N 634 от 22.08.2001), в качестве одной из
функций некоторых органов исполнительной власти края закреплено
руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы
РСЧС.
Суд находит несостоятельными доводы представителя Главного
управления по делам ГОЧС Приморского края, что положения
подпунктов 1 - 18 Приложения к постановлению Губернатора
Приморского края N 380 от 09.09.1996 в указанной части не
противоречат Постановлению Правительства N 794 от 30.12.2003,
поскольку Постановление Правительства не утверждает функции
федеральных органов исполнительной власти по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а только устанавливает (пункт
2) внести в Правительство Российской Федерации предложения о
возложении на федеральные органы исполнительной власти таких
функций, однако нормативный правовой акт, определяющий указанные
вопросы, не издан.
Оспариваемые прокурором положения Приложения к постановлению
Губернатора Приморского края закрепляют за органами исполнительной
власти Приморского края руководство созданием и деятельностью
функциональной подсистемы РСЧС, что противоречит пункту 4
Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 794 от
30.12.2003 поскольку функциональные подсистемы, включая их
организацию и порядок деятельности создаются федеральными органами
исполнительной власти.
Согласно пункта 7 Положения, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003
координационными органами единой системы на объектовом уровне
являются, в том числе, комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
организаций.
Как следует из содержания пункта 8 Положения, утвержденного
постановлением Губернатора Приморского края, координирующими
органами краевой подсистемы РСЧС на объектовом уровне являются, в
том числе, объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые
создаются в случае необходимости при наличии соответствующей
материально-технической базы.
Суд находит несостоятельными доводы возражений представителя
Губернатора Приморского края, что пункт 8 Положения Губернатора
Приморского края не противоречит федеральному законодательству,
поскольку данный пункт Положения предусматривает создание комиссий
под условием, что недопустимо.
Также несостоятельными находит суд доводы возражений
представителя Губернатора Приморского края, что прокурором не
указано, каким нормам федерального законодательства противоречат
пункты 6 и 8 постановления Губернатора Приморского края, поскольку
их противоречие Постановлению Правительства Российской Федерации N
794 от 30.12.2003 "О единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций" нашло свое подтверждение в
судебном заседании.
В пункте 4 постановления Губернатора Приморского края и в
пункте 11 Положения указан штаб по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям края. Между тем, согласно пункта 1
Постановления Правительства Российской Федерации N 1396 от
23.11.1996 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям" произошла реорганизация штабов по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в органы, специально
уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По делу установлено, что такая реорганизация в Приморском крае
была произведена и созданы Главное управление по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям Приморского края и управления по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям в городах и
районах края.
Доводы представителей Губернатора и Главного управления по
делам ГОЧС о нецелесообразности отмены указанных пунктов, так как
с августа 2004 года идет реорганизация управлений по делам
гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций суд находит
несостоятельными как не имеющими правового значения, поскольку по
делу установлено противоречие пункта 4 постановления и пункта 11
положения федеральному законодательству.
Несоответствие оспариваемых положений постановления Губернатора
Приморского края N 480 от 09.09.1996 (в редакции постановления N
634 от 22.08.2001) "Об утверждении Положения о Приморской краевой
подсистеме единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и определении функций органов
исполнительной власти Приморского края по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций" федеральному законодательству
также подтверждается Экспертным заключением Главного управления
Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю N 03-
18/45/3693 от 15.06.2004.
Суд находит несостоятельными доводы возражений представителя
Губернатора Приморского края, что в Федеральный закон от
21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения,
которые вступили силу с 01.01.2005, в связи с чем само
Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от
30.12.2003 будет противоречить действующему законодательству.
Представителем Губернатора Приморского края не указано, в чем
состоит данное противоречие. Анализируя внесенные изменения, суд
признает данные доводы голословными.
Суд находит несостоятельными доводы возражений представителя
Губернатора Приморского края, что заявление первого заместителя
прокурора Приморского края не соответствует требованиям части 1
статьи 251 ГПК РФ, поскольку не указано, какие права и свободы
гражданина или неопределенного круга лиц нарушены оспариваемым
постановлением.
В соответствии с положениями статьи 251 ГПК РФ прокурор в
пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о
признании нормативного правового акта противоречащим закону
полностью или в части.
Эта норма не содержит обязанности прокурора об указании в
заявлении сведений о нарушении чьих-либо прав и законных
интересов. Такая обязанность согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ
предусмотрена лишь для граждан и организаций, обращающихся с
аналогичными заявлениями.
Кроме того, компетенция прокурора определена статьей 1
Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (в редакции от
22.08.2004) "О прокуратуре Российской Федерации". Согласно части 1
статьи 21 указанного Закона предметом прокурорского надзора
является соответствие законам правовых актов, издаваемых
государственными органами и должностными лицами. На основании
пункта 3 статьи 22 указанного Закона обращение в суд с требованием
о признании акта, противоречащего действующему федеральному
законодательству недействительным, является одним из полномочий
прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных
интересов.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об
удовлетворении заявленных первым заместителем прокурора
Приморского края требований о признании отдельных положений
постановления Губернатора Приморского края N 480 от 09.09.1996 (в
редакции постановления N 634 от 22.08.2001) недействующими.
В соответствии с пунктом 2 статьи 253 ГПК РФ и пунктом 17
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от
20.01.2003 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и
введением в действие Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации", суд считает необходимым признать
оспариваемые положения постановления Губернатора недействующими со
дня вступления решения в законную силу, поскольку установлено, что
постановление принято в пределах компетенции Губернатора и
указанные правовые нормы подлежали применению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК
РФ суд
решил:
Заявление первого заместителя прокурора Приморского края
удовлетворить.
Признать пункт 4 постановления Губернатора Приморского края N
480 от 09.09.1996 (в редакции постановления N 634 от 22.08.2001)
"Об утверждении Положения о Приморской краевой подсистеме единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и определении функций органов исполнительной власти
Приморского края по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций" в части слов "и штабу по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям края" недействующим со дня вступления
решения в законную силу.
Признать в "Положении о Приморской краевой подсистеме единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", утвержденном постановлением Губернатора Приморского
края N 480 от 09.09.1996 (в редакции постановления N 634 от
22.08.2001):
- пункт 4 в части слов "и функциональные";
- пункт 6;
- пункт 8 в части слов "(создаются в случае необходимости при
наличии соответствующей материально-технической базы)";
- пункт 11 в части слов "штабы по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
всех уровней";
- пункт 12 в части слов "федеральных органов исполнительной
власти" - недействующими со дня вступления решения в законную
силу.
Признать в Приложении "Функции органов исполнительной власти
края по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" к
постановлению Губернатора Приморского края N 480 от 09.09.1996 (в
редакции постановления N 634 от 22.08.2001):
- пункт 1 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью краевой функциональной подсистемы РСЧС контроля за
химически опасными и взрывоопасными объектами";
- пункт 2 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью функциональной подсистемы РСЧС контроля за
радиационно- опасными объектами на территории края";
- пункт 6 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью следующих функциональных подсистем РСЧС на
территории края: экологическая безопасность; экологический
мониторинг (совместно с территориальным управлением по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды)";
- пункт 7 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью следующих функциональных подсистем РСЧС на
территории края: наблюдение и контроль за стихийными
гидрометеорологическими и гелиогеофизическими явлениями и
загрязнением окружающей природной среды; предупреждение о цунами";
- пункт 8 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью функциональной подсистемы РСЧС связи и оповещения на
территории Приморского края";
- пункт 9 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью следующих функциональных подсистем РСЧС на
территории края: защита сельскохозяйственных животных и растений;
резервы продовольственных и кормовых ресурсов; предупреждение и
ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав
отрасли";
- пункт 10 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью функциональной подсистемы РСЧС социальной защиты
населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях (управление
социальной защиты населения администрация края)";
- пункт 11 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью функциональной подсистемы защиты городов, населенных
пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий";
- пункт 12 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью следующих функциональных подсистем РСЧС на
территории края; транспортное обеспечение ликвидации чрезвычайных
ситуаций; силы и средства поиска и спасания людей на море
поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской
авиации; силы и средства ликвидации чрезвычайной ситуации на
железнодорожном транспорте";
- пункт 13 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью следующих функциональных подсистем РСЧС на
территории края; целевые виды страхования; финансовые резервы;
резервы материальных ресурсов";
- пункт 15 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью функциональной подсистемы РСЧС противопаводковых
мероприятий на территории края";
- пункт 16 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью функциональных подсистем РСЧС наблюдения и контроля
за уровнем радиоактивного загрязнения подземных вод, сейсмического
наблюдения и прогноза землетрясений на территории края";
- пункт 17 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью функциональной подсистемы РСЧС предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах рыбной
промышленности";
- пункт 18 в части предложения "Руководство созданием и
деятельностью следующих функциональных подсистем РСЧС на
территории края: защита лесов от пожаров, болезней, вредителей
лесной растительности; предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций на объектах, входящих в состав ведомства" недействующими
со дня вступления силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации путем принесения кассационной жалобы или представления в
Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения
судом в окончательной форме.
|