ПРОКУРАТУРА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 11 апреля 2005 г. N 21/9-05
НА ПОЛОЖЕНИЯ П. 7 СТ. 3, ПП. 2, 5 П. 1 СТ. 4, П. 2 СТ. 6,
П. 5 СТ. 7, СТ. 8, П. 3 СТ. 10, СТ. 11, СТ. 12, СТ. 14
ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 29.12.2004 N 201-КЗ
"О НАЧАЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
Закон Приморского края от 29.12.2004 N 201-КЗ "О начальном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке в
Приморском крае" (далее - Краевой закон) принят в пределах
полномочий субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, данный нормативный правовой акт содержит ряд
норм, противоречащих действующему федеральному законодательству и
подлежит приведению в соответствие с ним.
Так, в п. 2 ст. 6 Краевого закона установлено, что национально-
региональные компоненты государственных образовательных стандартов
разрабатываются исполнительным органом государственной власти
Приморского края в области управления образованием в Приморском
крае.
Однако в силу п. 8 ст. 29 Федерального закона "Об образовании"
в ведении субъектов Российской Федерации в области образования
находится установление региональных (национально-региональных)
компонентов государственных образовательных стандартов.
В соответствии с п. 5 Правил разработки, утверждения и введения
в действие государственных образовательных стандартов начального
профессионального, среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
21.01.2005 N 36, региональные (национально-региональные)
компоненты государственных образовательных стандартов
профессионального образования разрабатываются образовательными
учреждениями (организациями) по инициативе органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, возложение обязанности по разработке национально-
региональных компонентов государственных образовательных
стандартов на исполнительный орган государственной власти
Приморского края в области управления образованием в Приморском
крае является неправомерным.
В абз. 2 п. 1 ст. 11 Краевого закона предусмотрено закрепление
за учреждениями начального профессионального образования и
профессиональной подготовки на праве оперативного управления
имущественных объектов.
Вместе с тем, действующее законодательство такого понятия как
"имущественный объект" не содержит.
Кроме того, данная норма закона противоречит положениям ст. 296
Гражданского кодекса РФ и ст. 39 Федерального закона "Об
образовании", согласно которым за образовательными учреждениями на
праве оперативного управления закрепляется имущество либо объекты
собственности.
Статья 8 Краевого закона предусматривает, что учредительным
документом учреждения начального профессионального образования
является его устав, утверждаемый исполнительным органом по
управлению имуществом Приморского края.
Между тем, п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об образовании"
установлено, что устав гражданского образовательного учреждения в
части, не урегулированной законодательством Российской Федерации,
разрабатывается и принимается образовательным учреждением и
утверждается его учредителем. Согласно ст. 11 Федерального закона
"Об образовании" учредителем образовательного учреждения могут
быть: органы государственной власти, органы местного
самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм
собственности, их объединения (ассоциации и союзы) и т.д., то есть
круг органов, которыми утверждается устав, достаточно широк.
Таким образом, положение краевого закона, в силу которого
утверждение уставов всех образовательных учреждений данного типа
относится к компетенции исполнительного органа по управлению
имуществом Приморского края, не соответствует действующему
федеральному законодательству.
Согласно п. 6 ст. 12 Краевого закона финансирование
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации граждан осуществляется учреждениями начального
профессионального образования, ведется за счет средств службы
занятости, а также собственных средств обучающихся.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 Типового положения об
учреждении начального профессионального образования, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 N 650,
профессиональная подготовка может осуществляться учреждениями
начального профессионального образования за счет средств
обучающихся или средств объединений, предприятий, учреждений и
других организаций, направивших их на обучение.
Таким образом, возложение обязанности по финансированию
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации граждан на само образовательное учреждение, а также
ограничение круга лиц, с которым может быть заключен подобный
договор, противоречит федеральному законодательству.
В тексте краевого закона неоднократно встречается понятие
"образовательные учреждения начального профессионального
образования и профессиональной подготовки" (п. 7 ст. 3, пп. 2, 5
п. 1 ст. 4, пп. 2 п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 7, п. 3 ст. 10, ст. 11, ст.
12, ст. 14), однако в самом законе дано определение только
образовательного учреждения начального профессионального
образования. Действующее федеральное законодательство также не
дает определения данному виду образовательных учреждений.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона "Об
образовании" профессиональная подготовка может быть получена в
образовательных учреждениях начального профобразования, в других
образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах и
т.п., в образовательных подразделениях организаций, имеющих
соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у
специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.
Таким образом, использование в краевом законе понятия
образовательного учреждения профессиональной подготовки
противоречит действующему федеральному законодательству.
В п. 5 ст. 14 Краевого закона предусмотрено, что учреждения
начального профессионального образования и профессиональной
подготовки устанавливают порядок выплаты заработной платы,
начисленной в период производственного обучения и производственной
практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях
начального профессионального образования.
Вместе с тем, данные положения закона не соответствует абз. 2
п. 5 ст. 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей", в силу которого порядок выплаты заработной платы,
начисленной за период производственного обучения и
производственной практики лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных
учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, и в муниципальных образовательных
учреждениях, устанавливаются законами субъектов Российской
Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким
образом, данный порядок должен устанавливаться нормативным
правовым актом Приморского края, а не образовательным учреждением
самостоятельно.
При таких обстоятельствах положения п. 7 ст. 3, пп. 2, 5 п. 1
ст. 4, п. 2 ст. 6, п. 5 ст. 7, ст. 8, п. 3 ст. 10, ст. 11, ст. 12,
ст. 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 201-КЗ "О начальном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке в
Приморском крае" подлежат приведению в соответствие с
законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРЕДЛАГАЮ:
Положения п. 7 ст. 3, пп. 2, 5 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 6, п. 5 ст.
7, ст. 8, п. 3 ст. 10, ст. 11, ст. 12, ст. 14 Закона Приморского
края от 29.12.2004 N 201-КЗ "О начальном профессиональном
образовании и профессиональной подготовке в Приморском крае"
привести в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем
заседании Законодательного Собрания Приморского края.
О дне рассмотрения протеста прошу своевременно информировать
прокуратуру Приморского края.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в
прокуратуру Приморского края в письменной форме.
Прокурор края
государственный советник
юстиции 2 класса
В.В.ВАСИЛЕНКО
|