ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 13 апреля 2005 г. N 21/9-05
НА ПУНКТ 2 СТАТЬИ 6 И НА ПУНКТ 9 СТАТЬИ 13 ЗАКОНА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ N 202-КЗ ОТ 29.12.04 "ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
Законодательным Собранием Приморского края 22.12.04 принят
Закон Приморского края N 202-КЗ "Об образовании в Приморском
крае". Данный закон подписан Губернатором Приморского края
29.12.04, в тот же день опубликован в Ведомостях Законодательного
Собрания Приморского края и вступил в законную силу через 10 дней
после публикации.
В соответствии с п. 2 ст. 6 данного Закона Приморского края
государственный орган управления образованием создается решением
Губернатора Приморского края.
Между тем, согласно п. 2 ст. 37 Закона РФ "Об образовании"
государственные органы управления образованием создаются решением
соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с
соответствующим законодательным (представительным) органом
государственной власти.
Приведенная норма Закона РФ "Об образовании" распространяется
как на федеральные государственные органы управления образованием,
так и на государственные органы управления образованием субъектов
Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие в тексте п. 2 ст. 6 Закона ПК "Об
образовании в Приморском крае" указания на то, что краевой
государственный орган управления образованием создается с согласия
Законодательного Собрания Приморского края, создает противоречие
данной нормы требованию п. 2 ст. 37 Закона РФ "Об образовании".
Не соответствует федеральному законодательству также и п. 9 ст.
13 названного закона Приморского края, устанавливающий, что
выпускникам государственных (краевых) образовательных учреждений
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в
образовательных учреждениях профессионального образования, за счет
средств соответствующих образовательных учреждений выплачивается
денежная компенсация на приобретение одежды, обуви, мягкого
инвентаря в размере не менее 10000 рублей.
Пунктом 8 ст. 6 Федерального закона "О дополнительных мерах по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" предусмотрено, что выпускники образовательных
учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за
исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в
образовательных учреждениях профессионального образования,
обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и
единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом
законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными
правовыми актами органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Из содержания п. 8 ст. 6 названного закона следует, что
обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и
единовременным денежным пособием является обязательным для всех
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
являющихся выпускниками государственных и муниципальных
образовательных учреждений (кроме лиц, продолжающих обучение по
очной форме в образовательных учреждениях профессионального
образования). При этом порядок обеспечения одеждой, обувью, мягким
инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием
выпускников федеральных государственных образовательных учреждений
определяется Правительством Российской Федерации, а порядок
обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и
единовременным денежным пособием выпускников краевых (областных) и
муниципальных образовательных учреждений - органами
государственной власти субъектов федерации.
Однако вместо установления соответствующего порядка, краевым
законодателем в п. 9 ст. 13 Закона ПК "Об образовании в Приморском
крае" сформулирована императивная норма, согласно которой
выпускникам краевых и муниципальных образовательных учреждений из
числа лиц указанной категории, выплачивается компенсация на
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря в размере не менее
10000 рублей.
Таким образом, в Приморском крае дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, при выпуске из краевых и муниципальных
образовательных учреждений лишены гарантированного федеральным
законодательством права на получение единовременного денежного
пособия, а также возможности получения одежды, обуви, мягкого
инвентаря и оборудования в натуре.
Применение п. 9 ст. 13 Закона ПК "Об образовании в Приморском
крае" в отсутствие собственного (краевого) перечня одежды, обуви,
мягкого инвентаря и оборудования, подлежащих выдаче лицам
указанной категории при выпуске из образовательных учреждений, и
выплата им из года в год строго определенной суммы (например,
10000 рублей) без учета удорожания стоимости жизни и инфляционных
процессов, явно не соответствует интересам детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ "Об образовании" субъекты
Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией
могут принимать в области образования законы и иные нормативные
правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области
образования. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации в области образования не могут ограничивать
права физических и юридических лиц по сравнению с
законодательством Российской Федерации в области образования.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного
ведения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ТРЕБУЮ:
Пункт 2 статьи 6 и пункт 9 статьи 13 Закона Приморского края N
202-КЗ от 29.12.04 "Об образовании в Приморском крае" - изменить,
приведя их в соответствие с требованиями Закона РФ "Об
образовании" и Федерального закона "О дополнительных мерах по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей".
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем
заседании Законодательного Собрания Приморского края.
О дне рассмотрения протеста своевременно информировать
прокуратуру Приморского края.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в
прокуратуру Приморского края в письменной форме.
Прокурор края
государственный советник
юстиции 2 класса
В.В.ВАСИЛЕНКО
|