ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2005 года
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Мертиковой В.А.,
с участием прокурора Комаровой О.Н.,
при секретаре Каверзиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Ершова Валерия Александровича об оспаривании
нормативного правового акта,
установил:
Ершов В.А. обратился в суд с указанным заявлением, сославшись
на то, что он родился 16 марта 1956 года. Проходил службу в
органах внутренних дел. Приказом начальника УВД Приморского края N
815 л/с от 9 сентября 2002 года был уволен из органов внутренних
дел по ст. 19 пункт "б" (по достижении предельного возраста)
Закона РФ "О милиции".
9 октября 2002 года ему было выдано удостоверение "Ветеран
труда", поэтому в соответствии с ФЗ "О ветеранах" он пользовался
льготами, установленными ст. ст. 22, 23 названного Закона.
На его заявление от 2 декабря 2004 года о предоставлении льгот,
Управлением социальной защиты населения РФ по г. Дальнегорску
Приморского края отказано в их предоставлении, со ссылкой на Закон
Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий
граждан, проживающих на территории Приморского края".
В соответствии с ч. 2 ст. 4 названного Закона Приморского края,
ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, чем
предусмотрено частью первой настоящей статьи, либо получающим
пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в
соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении
ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в
соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ершов В.А. полагал, что это положение Закона Приморского края
противоречит Федеральному закону "О ветеранах", в ст. 7 которого
определено, что ветеранами труда являются лица, имеющие
удостоверение "Ветеран труда". В соответствии со ст. 22 ФЗ, меры
социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан,
приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года,
определяются законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
Заявитель полагал, что Законодательное Собрание Приморского
края вышло за пределы полномочий. Кроме установления мер
социальной поддержки ветеранов, произвело градацию ветеранов на
тех, кто имеет право на льготы после установления им трудовой
пенсии в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" и тех, кто получает пенсию по иным основаниям, либо
получает пожизненное содержание за работу (службу).
Сославшись на то, что названной нормой Закона Приморского края
"О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на
территории Приморского края" нарушаются его права и свободы,
гарантированные Конституцией РФ и ФЗ "О ветеранах", Ершов В.А.
просил суд признать ч. 2 ст. 4 указанного Закона противоречащей
федеральному законодательству и не подлежащей применению со дня
издания.
В судебное заседание Ершов В.А. не явился, просил дело
рассмотреть в его отсутствие в связи с невозможностью прибыть в
судебное заседание, извещен о дне и времени слушания дела
надлежащим образом.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края с
заявлением Ершова В.А. не согласился, указал, что в соответствии
со ст. 23 ФЗ "О ветеранах" до 1 января 2005 года ветеранам военной
и государственной службы предоставлялись льготы, установленные для
ветеранов труда по достижении возраста, дающего право на пенсию по
старости, в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в
Российской Федерации", к этой категории относится и заявитель. С 1
января 2005 года эта статья Закона признана утратившей силу, а
меры социальной поддержки предоставляются вышеуказанной категории
граждан на основании ст. 22 ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 29
декабря 2004 года N 199-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов
труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31
декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации, в том числе они
должны устанавливать основание и порядок предоставления мер
социальной поддержки ветеранам труда. Законом Приморского края "О
социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на
территории Приморского края" установлены основание и порядок
предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда.
Также представитель Законодательного Собрания Приморского края
указал, что в случае признания части 2 статьи 4 Закона Приморского
края не подлежащей применению полностью и с момента издания будут
нарушены права других граждан, достигших возраста, дающего право
на получение трудовой пенсии по старости, и являющихся
получателями мер социальной поддержки.
Представитель администрации Приморского края с заявленными
требованиями не согласился, указал на то, что действовавшее до 1
января 2005 года федеральное законодательство содержало
ограничения получения мер социальной поддержки ветеранов труда, из
числа лиц, получающих пожизненное содержание за работу (службу),
либо получающих пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено
Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и
связывало возможность их получения с достижением возраста, дающего
право на пенсию по старости в соответствии с указанным Законом.
С 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда
определяются законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации. При этом меры социальной поддержки
являются расходными обязательствами субъектов Российской
Федерации. Таким образом, Администрация Приморского края не
превысила своих полномочий.
Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего
необходимым в удовлетворении заявления отказать, исследовав
материалы дела, суд приходит к выводу об отказе Ершову В.А. в
удовлетворении заявленных требований.
По делу установлено, что заявитель Ершов В.А. был уволен из
органов внутренних дел по достижении предельного возраста в
соответствии с п. "б" ст. 19 Закона РФ "О милиции". Пенсия ни в
соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской
Федерации", ни в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" ему не назначалась. Возраста, дающего право
на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным
законом "О трудовых пенсиях" Ершов В.А. не достиг. 9 октября 2002
года ему было выдано удостоверение "Ветеран труда".
Согласно пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации, вопросы социальной защиты, включая социальное
обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 ФЗ "О ветеранах" (в ред.
29.12.2004), действующей с 1 января 2005 года, законодательство
Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего
Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных
актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
Согласно статьи 22 указанного Закона, меры социальной поддержки
ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию
на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Приморского края "О
социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на
территории Приморского края", ветеранам труда, получающим пенсию
по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 настоящей статьи,
либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право
на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при
достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по
старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001
года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суд полагает, что названная норма Закона Приморского края не
противоречит требованиям Федерального закона "О ветеранах", в
частности статье 22, поскольку вопрос об определении мер
социальной поддержки ветеранов труда законодатель отнес к ведению
субъекта Российской Федерации. Статьей 1 Закона Приморского края
"О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на
территории Приморского края" определено, что расходы на реализацию
мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом,
возмещаются за счет средств краевого бюджета в порядке,
устанавливаемом Губернатором Приморского края.
Учитывая эти нормы, суд приходит к выводу о том, что
Законодательное Собрание Приморского края не вышло за пределы
предоставленных ему полномочий в области социальной защиты, в
частности по вопросу определения мер социальной защиты ветеранов
труда.
Довод Ершова В.А. о том, что, произведя разделение ветеранов
труда на тех, кто имеет право на льготы после установления им
трудовой пенсии и тех, кто получает пенсию по иным основаниям,
законодатель нарушил требования статьи 7 ФЗ "О ветеранах", не
может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Статьей 7 ФЗ "О ветеранах", определены категории граждан,
которые являются ветеранами труда: 1) имеющие удостоверение
"Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо
удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо
награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие
трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или
за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в
несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и
имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для
женщин. Указанную норму следует рассматривать во взаимосвязи с
положениями статьи 22. Поэтому, пользуясь полномочиями,
предоставленными Федеральным законом, Законодательное Собрание
Приморского края самостоятельно определило меры социальной защиты
ветеранов.
Кроме того, по сравнению с положениями статьи 22 ФЗ "О
ветеранах" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года,
оспариваемые нормы не ухудшают права заявителя. В силу пункта 4
статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от
29.06.2004), ветеранам труда, получающим пенсии по иным
основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо
получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на
льготы в соответствии с настоящей статьей предоставлялось при
достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в
соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных
пенсиях в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, суд полагает, что оспариваемый нормативный
правовой акт не противоречит федеральному закону, не нарушает
права заявителя, и не находит оснований к удовлетворению
требований Ершова В.А.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
Ершову Валерию Александровичу в удовлетворении заявления о
признании части 2 статьи 4 Закона Приморского края N 206-КЗ "О
социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на
территории Приморского края" противоречащей федеральному закону и
недействующей - отказать.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба или принесено
кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в
течение 10 дней через Приморский краевой суд.
|