ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 5 мая 2005 г. N 7/2-11-05
ПРОТЕСТ НА СТАТЬИ 3, 12, 14, 18 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 29.12.2004 N 199-КЗ "О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
НАСЕЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
Законом Приморского края от 29.12.2004 N 199-КЗ "О социальном
обслуживании населения в Приморском крае" установлены основы
правового регулирования в области социального обслуживания
населения в Приморском крае.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы
социальной защиты населения входят в предмет совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 п.
1, пп. "ж").
Согласно п. 2 ст. 26.3 пп. 24 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации по предметам совместного ведения,
осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации, отнесены вопросы социальной
поддержки и социального обслуживания определенных категорий
населения, находящихся в трудной жизненной ситуации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации принимаются федеральные законы и не
противоречащие им законы и иные правовые акты субъектов Российской
Федерации.
Отношения в сфере социального обслуживания населения в
Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 195-ФЗ от
10.12.95 (с изменениями и дополнениями) "Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации".
Данным Законом определяются основные виды социального
обслуживания определенных категорий населения, находящихся в
трудной жизненной ситуации, в государственной системе социальных
служб. К полномочиям субъектов РФ в данной области правового
регулирования Федеральным законом отнесено определение порядка и
условий предоставления указанных в Федеральном законе видов
социального обслуживания. По этим вопросам органами
государственной власти субъектов РФ могут приниматься законы и
иные правовые акты.
Законом Приморского края определение порядка и условий
предоставления указанных в Федеральном законе видов социального
обслуживания отнесено к полномочиям исполнительного органа
государственной власти края администрации края.
Наряду с этим Законом Приморского края определяются и виды
(формы) социального обслуживания граждан, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
При этом сфера применения (по категориям лиц) отдельных,
установленных в Законе видов социального обслуживания определена с
нарушением требований Федерального закона N 195-ФЗ от 10.12.95 "Об
основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации".
Так, согласно статье 12 Закона Приморского края социальное
обслуживание в стационарных учреждениях распространяется только на
граждан пожилого возраста и инвалидов.
Такой же вывод вытекает из содержания пункта 5 статьи 3 Закона,
в котором дано понятие "стационарного обслуживания" как вида
(формы) социального обслуживания населения.
Между тем, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и
инвалидов представляет собой одно из направлений деятельности по
социальной защите населения, оказавшегося в трудной жизненной
ситуации.
В связи с этим Федеральный закон N 195-ФЗ не ограничивает
возможность социального обслуживания в стационарных учреждениях
определенной категорией лиц (пожилых людей, инвалидов), а в статье
9 устанавливает лишь основания для такого обслуживания: частичная
или полная утрата к самообслуживанию и нужда в постоянном
постороннем уходе.
В статье 14 Закона Приморского края предусмотрено, что на
полустационарное социальное обслуживание принимаются граждане
пожилого возраста и инвалиды.
В то же время Федеральным законом N 195-ФЗ в ст. 12 определено,
что в учреждениях социального обслуживания дневного пребывания
(разновидность полустационарного социального обслуживания)
обслуживаются не только лица преклонного возраста и инвалиды, но
другие лица, в том числе несовершеннолетние, находящиеся в трудной
жизненной ситуации.
В статье 8 Федерального закона N 195-ФЗ одним из видов
социального обслуживания граждан предусмотрена материальная помощь
в виде денежных средств, а также в виде питания, одежды и других,
перечисленных в законе средств в натуре.
В статье 18 Закона Приморского края материальная помощь
определена лишь в виде денежных средств.
Кроме того, в пункте 6 статьи 3 Закона Приморского края дано
определение понятию "доход гражданина пожилого возраста или
инвалида", который определяется как совокупность денежных средств,
получаемых пенсионером или инвалидом, складывающаяся из всех видов
пенсии с учетом повышений и надбавок, льгот и субсидий.
Однако, данное понятие не может быть использовано при
реализации данного Закона Приморского края и иных правовых актов
органов государственной власти Приморского края, в соответствие с
которыми осуществляется социальная защита граждан.
В действующем федеральном законодательстве используется понятие
"среднедушевой доход граждан", и порядок его расчета установлен
федеральным законодательством (44-ФЗ от 05.04.2003, 134-ФЗ от
24.10.97, постановление Правительства РФ N 512 от 20.08.2003).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации" предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании
Законодательного Собрания Приморского края. Принять меры к
приведению статей 3, 12, 14 и 18 Закона Приморского края от
29.12.2004 N 199-КЗ "О социальном обслуживании населения в
Приморском крае" в соответствие с федеральным законодательством.
2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру
Приморского края.
Прокурор края
государственный советник
юстиции 2 класса
В.В.ВАСИЛЕНКО
|