Вопрос: Администрация Спасского муниципального района просит
Вас разъяснить возникший вопрос в отношении земельного участка
площадью 19999,23 кв. м, расположенного на расстоянии 9700 метров
юго-западнее от дома культуры по ул. Центральная, д. 3, с.
Степное, предоставленного в собственность бесплатно Иванову Ю.Ф.
для размещения базы отдыха.
Специалист межрайонного отдела N 4 по Спасскому району
Сидоренко Г.В. ходатайствует об отмене постановления главы
Спасского муниципального района от 11.04.2005 N 252 "О
предоставлении в собственность земельного участка Иванову Ю.В.",
мотивируя тем, что нарушен порядок перевода данного земельного
участка из одной категории в другую.
Администрация Спасского муниципального района сообщает, что
постановлением главы Спасского муниципального района от 11 апреля
2005 года N 252 "О предоставлении в собственность земельного
участка Иванову Ю.Ф." не осуществляется перевод земель из одной
категории в другую.
Согласно ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель
должна указываться в актах органов местного самоуправления. Так
как в правоустанавливающих документах на земельный участок, - в
постановлении главы администрации Спасского района от 26.01.96 N
47 "О выделении в постоянное пользование земельного участка для
личного подсобного хозяйства", Государственном акте на право
собственности на землю, пожизненного наследуемого владения,
бессрочного (постоянного) пользования землей ПК-16 N 0004,
категория земельного участка не указана, то в соответствии с п. 4
ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О
переводе земель или земельных участков из одной категории в
другую" в случае, если категория земель не указана в документах
государственного земельного кадастра, правоустанавливающих
документах на земельный участок или документах, удостоверяющих
права на землю, принимается нормативный правовой акт органа
местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям
определенной категории в зависимости от цели использования, для
которой он предоставлялся.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ,
постановлением главы Спасского муниципального района от 11 апреля
2005 года N 252 "О предоставлении в собственность земельного
участка Иванову Ю.Ф." земельный участок, предоставленный в
собственность Иванову Ю.Ф., в соответствии с его целевым
использованием заявителем, отнесен к категории земель - земли
водного фонда.
В письме от 11.05.2005 N 290 Г.В. Сидоренко, ссылаясь на ст. 95
Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991, допускает неточность,
указывая на то, что сенокосы, в соответствии с данным кодексом,
нельзя отнести к землям водного фонда. В данной статье прописано:
- "Земли водного фонда используются для строительства и
эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых,
бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также
водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных,
промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и
иных государственных и общественных потребностей".
В связи с вышеизложенным прошу Вас дать заключение по данному
земельному участку.
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
<ПИСЬМО>
от 6 июня 2005 г. N 18/403(03-10)
1. Земельный участок, площадью 2 га, предоставленный гр.
Иванову Ю.Ф. ранее входил в состав совхоза "Новосельский". Все
земли в пределах границ совхоза (сельскохозяйственные угодья и
несельскохозяйственные угодья) земельным законодательством
отнесены к землям сельскохозяйственного назначения. Проектами
перераспределения земель в период реорганизации совхозов 1991 -
1993 гг.) часть сельскохозяйственных угодий, прилегающих к
сельским населенным пунктам без изменения целевого назначения были
переданы сельсоветам для личных нужд (сенокошение, выпас личного
скота и т.п.). Однако эти земли, находящиеся за пределами черты
поселений и до настоящего времени находятся в категории земель
сельскохозяйственного назначения, о чем в государственном
земельном кадастре имеются сведения. Сведения о принадлежности
земельных участков и земель к той или иной категории в
соответствии с земельным законодательством (ст. 7 ЗК) содержатся в
государственном земельном кадастре. Органы, осуществляющие на
территориях муниципальных образований ведение государственного
земельного кадастра, ежегодно составляют и согласовывают с
органами местного самоуправления "Годовой отчет о наличии в
муниципальном образовании земель и распределении их по категориям,
угодьям и собственникам" (Баланс земель муниципального
образования). В разработочных таблицах вышеуказанного отчета и по
сведениям государственного земельного кадастра данный земельный
участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства,
находится в кадастровом квартале за номером 25:16:01 05 01 и
отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. По результатам
государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий
кадастровая стоимость его на 28% выше среднерайонной. Перевода
земель (земельного участка) в другую категорию, для других целей в
установленном законодательством порядке с момента его
предоставления гражданину Иванову Ю.Ф. с 1996 года не
производилось.
2. Отнесение органами местного самоуправления вышеуказанного
земельного участка к категории "земель водного фонда"
(постановление от 11.04.2005 N 252) произведено с нарушением
земельного законодательства по следующим причинам:
а) Отнесение земель сельскохозяйственного назначения,
находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и
муниципальной собственности, осуществляется исключительно органами
исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 8
Земельный кодекс РФ);
б) Земельный участок, общей площадью в 2,0 га (кормовые угодья
- сенокос) предоставлялся гражданину как полевой участок вне черты
поселения для ведения сельскохозяйственного производства (ЛПХ в
пределах предоставляемых районом норм) с возможностью
хозяйственного строительства (государственный акт ПК-16 N 0004, на
основании решения главы администрации Спасского района от
26.01.1996 N 47) и никакого отношения к землям водного фонда не
имеет, поскольку использование земельного участка не
рассматривалось в комплексе с использованием водных объектов
(водные отношения).
Поскольку противоречий между данными о принадлежности
земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения,
указанными в документах государственного земельного кадастра и
данными, указанными в правоустанавливающих документах нет, у
органов местного самоуправления нет оснований относить этот
участок к любой другой, кроме земель сельскохозяйственного
назначения, категории, в том числе и к категории земель водного
фонда (п. 3, п. 4 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель
или земельных участков из одной категории в другую").
3. Гражданин обратился с заявлением о передаче предоставленного
и используемого им для ведения ЛПХ в течение 9 лет земельного
участка для размещения базы отдыха.
Изменение целевого назначения, а вместе с тем и разрешенного
использования в отношении земель сельскохозяйственного назначения
возможно в случаях наличия согласия правообладателя
(положительного решения органов исполнительной власти Приморского
края в соответствии со ст. 2, п. 4 вышеуказанного Закона), наличия
положительного градостроительного заключения о соответствии
закрепляемых площадей под объектами базы отдыха и площадей,
необходимых для их обслуживания строительным нормам (предельные
нормы землеотводов для данных целей строительства и
использования), соответствия установленным правилам
землепользования. При этом должны быть разрешены все вопросы,
связанные с компенсацией убытков и потерь сельскохозяйственного
производства в соответствии с требованиями п. 5 ст. 57 Земельного
кодекса РФ (изменение целевого назначения земель на основании
ходатайства).
Исходя из вышесказанного, Управление Роснедвижимости по
Приморскому краю считает, что решение органов местного
самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность
г-ну Иванову Ю.Ф. с отнесением его к категории земель водного
фонда произведено с нарушением федерального законодательства и
требует отмены. Кроме того, земельные участки, предоставляемые или
используемые для целей размещения баз отдыха, домов рыболовов,
охотников, других объектов оздоровительного или спортивного
назначения в соответствии с земельным законодательством должны
быть отнесены к землям рекреационного назначения (ст. 98
Земельного кодекса РФ) в составе категории земель особо охраняемых
территорий и объектов. Перевод именно в эту категорию и необходимо
произвести земельный участок г-на Иванова Ю.Ф. в порядке,
установленным статьями 2 - 7 Федерального закона "О переводе
земель или земельных участков из одной категории в другую".
Руководитель управления
В.Д.ШИЛЬНИКОВ
|