УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
<ПИСЬМО>
от 4 июля 2005 г. N 1089/06
О РАЗЪЯСНЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому
краю в связи с имеющими место фактами нарушений органами местного
самоуправления норм Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О
защите конкуренции на рынке финансовых услуг", выразившихся в
привлечении финансовых организаций для осуществления операций с
бюджетными средствами без проведения конкурсов, разъясняет.
В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса Российской
Федерации и п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.04.97
N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и
сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции
для государственных нужд", заказы на закупку товаров, работ и
услуг для государственных и муниципальных нужд размещаются на
конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами.
При этом, согласно статьям 13 и 14 Федерального закона от
23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых
услуг" (далее - Закон), отбор финансовых организаций, привлекаемых
органами местного самоуправления для осуществления отдельных
операций за счет бюджетных средств, определяется путем проведения
открытого конкурса в порядке, согласованном с антимонопольным
органом.
К таким операциям, в том числе, относятся следующие операции:
- по обслуживанию кредитными организациями счетов бюджета
муниципального образования;
- по обслуживанию кредитными организациями счетов муниципальных
унитарных предприятий, бюджетных учреждений;
- по осуществлению всех видов страхования с использованием
средств бюджета муниципального образования (например, обязательное
медицинское страхование неработающего населения, имущественное
страхование, обязательное страхование гражданской ответственности
владельцев транспортных средств и др.);
- лизинговые операции с привлечением средств бюджета
муниципального образования.
В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) установлена казначейская система
исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации (ст. 215 Кодекса). Статья 155 Кодекса определяет, что
обслуживание счетов бюджетов относится к полномочиям Банка России.
При этом Кодекс предусматривает возможность привлечения
коммерческих банков к осуществлению отдельных операций со
средствами соответствующих бюджетов. Так, согласно ст. 152
Кодекса, участниками бюджетного процесса являются, в том числе,
кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с
бюджетными средствами. В соответствии со ст. 156 Кодекса кредитные
организации могут осуществлять следующие отдельные операции со
средствами бюджета: предоставление средств бюджета на возвратной
основе, обслуживание счетов бюджетов в случае отсутствия
учреждений Банка России на соответствующей территории или
невозможности выполнения ими этих функций.
Таким образом, в случае привлечения кредитных организаций к
осуществлению операций с бюджетными средствами, в соответствии со
ст. 13 Закона, орган местного самоуправления обязан провести
конкурс.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства
Российской Федерации от 04.10.200 N 373 "О конкурсах среди
страховщиков для осуществления страхования за счет средств
соответствующего бюджета", порядок проведения открытого конкурса
по отбору страховщиков для осуществления страхования при условии,
что уплата страховой премии и/или страховые выплаты будут
осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации или бюджета муниципального образования, подлежит
согласованию с территориальным антимонопольным органом. К
постановлению прилагаются основные требования к проведению
конкурсов, которыми установлены перечень и содержание документов,
представляемых организаторами конкурса в антимонопольный орган.
Организатором открытого конкурса по отбору финансовых
организаций, привлекаемых для осуществления операций с бюджетными
средствами выступает орган местного самоуправления, на котором
лежит обязанность обеспечения согласования порядка проведения
конкурса с антимонопольным органом.
Согласованию с антимонопольным органом подлежит порядок
проведения каждого конкретного конкурса, результатом которого
должно стать определение финансовой организации для осуществление
операций с бюджетными средствами. Принятие органом местного
самоуправления нормативных правовых актов, определяющих общий
порядок проведения конкурсов, предусматривающих выбор финансовых
организаций для совершения операций с бюджетными средствами, не
освобождает организатора конкурса от необходимости согласования с
антимонопольным органом порядка проведения каждого конкретного
конкурса.
Организатор конкурса разрабатывает конкурсную документацию,
определяющую порядок проведения конкурса и направляет ее в
антимонопольный орган для согласования за 30 дней до опубликования
сообщения о проведении конкурса.
Открытый конкурс должен проводиться во всех случаях вне
зависимости от размера привлекаемых бюджетных средств, так как
Законом такой размер не установлен.
Все изменения и дополнения, внесенные организатором конкурса в
согласованные с антимонопольным органом проекты документов,
регламентирующих порядок проведения конкурса, должны быть
согласованы с антимонопольным органом до опубликования извещения о
проведении конкурса.
Статья 12 Закона запрещает органам местного самоуправления
совершать действия, направленные на создание необоснованно
благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или)
ущемление интересов других финансовых организаций.
Статья 14 Закона определяет, что организаторы открытого
конкурса не могут быть участниками открытого конкурса или
аффилированными лицами по отношению к любому из участников
конкурса.
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. 14
Закона нарушение правил, установленных настоящей статьей, является
основанием для признания конкурса несостоявшимся.
По всем дополнительным вопросам прошу обращаться в Приморское
УФАС России или по тел: (4232) 412-675, 412-134
Руководитель управления
В.И.ТАЛАНЦЕВ
|