ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2005 года
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Семенцовой Л.К.,
с участием прокурора Самойловой В.Г.,
при секретаре Портянкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению прокуратуры Приморского края о признании недействующим
пункта 3.1 Порядка и условий предоставления бесплатного, а также
на условиях полной или частичной оплаты надомного,
полустационарного и стационарного социального обслуживания на
территории Приморского края, утвержденного постановлением
Губернатора Приморского края от 18 февраля 2005 г. N 46-пг (в
редакции постановления Губернатора Приморского края от 13 апреля
2005 г. N 82-пг),
установил:
Прокуратура Приморского края обратилась в суд с заявлением о
Признании недействующим пункта 3.1 Порядка и условий
предоставления бесплатного, а также на условиях полной или
частичной оплаты надомного, полустационарного и стационарного
социального обслуживания на территории Приморского края,
утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 18
февраля 2005 г. N 46-пг (в редакции постановления Губернатора
Приморского края от 13 апреля 2005 г. N 82-пг), в части
установления платы за стационарное обслуживание граждан пожилого
возраста и инвалидов государственными учреждениями социального
обслуживания в размере 75 процентов от дохода пенсионера или
инвалида, проживающего в стационарном учреждении.
В заявлении указано, что названная норма не соответствует
преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", а также содержанию пункта 2 статьи 153 названного
Федерального закона, которыми предусмотрено, что при издании
органами государственной власти субъектов Российской Федерации
нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия и
гарантии, ранее предоставлявшиеся соответствующей категории
граждан.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 размер ежемесячной платы за
стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в
государственных и муниципальных учреждениях социального
обслуживания не мог превышать 75 процентов установленной им
пенсии. Оспариваемым положением нормативного правового акта
Приморского края плата за стационарное обслуживание установлена в
размере 75 процентов от дохода пенсионера или инвалида, что
значительно превышает ранее установленный размер, а поэтому
нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.
Представитель Администрации Приморского края против
удовлетворения заявления возражал, указав, что постановление
Губернатора Приморского края от 18 февраля 2005 г. N 46-пг (в
редакции постановления от 13 апреля 2005 г. N 82-пг) "Об
утверждении Порядка и условий предоставления бесплатного, а также
на условиях полной или частичной оплаты надомного,
полустационарного и стационарного социального обслуживания на
территории Приморского края" принято в соответствии с законом и в
пределах предоставленной компетенции. Этот нормативный акт не
противоречит федеральному законодательству, поскольку
предусмотренные им условия оплаты предоставления социальных услуг,
в том числе стационарного обслуживания, соответствуют нормам,
ранее установленным Правительством Российской Федерации. Указание
на то, что размер платы за стационарное обслуживание исчисляется
исходя из дохода пенсионера, а не из его пенсии, связано с тем,
что помимо пенсии названной категории граждан могут выплачиваться
и иные суммы, имеющие характер социальных выплат (на проезд,
лекарственное обеспечение и т.п.).
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей
прокуратуры и Администрации Приморского края, суд пришел к выводу
о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004
г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", настоящий Закон принят в
целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе
разграничения полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации; при переходе к системе социальной защиты
граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона,
субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны
реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и
действиям государства путем сохранения стабильности правового
регулирования; нормы этого Закона не могут использоваться для
умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Пунктом 2 статьи 153 названного Федерального закона
предусмотрено, что при издании органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных
правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые... размеры и условия выплаты пособий (в
том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии
и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не
могут быть ниже... размеров и условий выплаты пособий (в том числе
единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и
компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим
категориям граждан, по состоянию на 3 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации
льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до
указанной даты в натуральной форме, совокупный объем
финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть
уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, в названных положениях Федерального закона
закреплен принцип сохранения гарантий, ранее предоставлявшихся в
соответствии с законодательством Российской Федерации гражданам,
нуждающимся в социальной защите.
По состоянию на 31 декабря 2004 года размер платы за
стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в
государственных и муниципальных учреждениях социального
обслуживания определялся на основании Постановления Правительства
Российской Федерации от 17 апреле 2002 г. N 244 "О плате за
стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 этого постановления устанавливалось, что размер
ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с
учетом утвержденных в установленном порядке норм питания,
нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возврата
и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен,
тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75
процентов установленной им пенсии.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 2 августа
1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ), порядок и условия предоставления бесплатного надомного,
полустационарного и стационарного социального обслуживания, а
также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Губернатора от 18 февраля 2005 г. N 46-пг (в
редакции постановления от 13 апреля 2005 г. N 82-пг) утвержден
Порядок и условия предоставления бесплатного, а также на условиях
полной или частичной оплаты надомного, полустационарного и
стационарного социального обслуживания на территории Приморского
края. В пункте 3.1 названного Порядка, в частности,
предусматривается, что размер платы за стационарное обслуживание
составляет 75 процентов от дохода пенсионера или инвалида,
проживающего в стационарном учреждении, и устанавливается на
основании справок о размере пенсии, выдаваемых органом,
осуществляющем пенсионное обеспечение, и других документов о
доходах. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание
определяется учреждением с учетом утвержденных норм питания,
нормативов обеспечения мягким инвентарем, сложившегося в регионе
уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг.
Из содержания указанной нормы следует, что в Приморском крае
предельный размер ежемесячной платы, вносимой пенсионером или
инвалидом, проживающим в стационарном учреждении, устанавливается
в виде 75 процентов от получаемого пенсионером или инвалидом
дохода. Поскольку понятие дохода подразумевает совокупность всех
получаемых гражданином в установленном законом порядке денежных
сумм, а выплачиваемая пенсионеру или инвалиду в соответствии с
действующим законодательством пенсия является лишь одной из
составных частей получаемого им дохода, установление платы за
стационарное обслуживание в размере 75 процентов от дохода
пенсионера или инвалида, превышает ранее установленный размер - 75
процентов от получаемой им пенсии.
Следовательно, установление платы за стационарное обслуживание
в размере 75 процентов от дохода пенсионера или инвалида,
проживающего в стационарном учреждении, ухудшает условия получения
социальных услуг указанными лицами и не обеспечивает соблюдение
принципа сохранения гарантий получения социальной помощи,
установленного Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122.
С учетом изложенного, на основании пункта 2 статьи 253 ГПК РФ
оспариваемое положение нормативного правового акта Приморского
края подлежит признанию недействующим с момента вступления решения
суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 198, 252, 253 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить заявление прокуратуры Приморского края:
пункт 3.1 Порядка и условий предоставления бесплатного, а также
на условиях полной или частичной оплаты надомного,
полустационарного и стационарного социального обслуживания на
территории Приморского края, утвержденного постановлением
Губернатора Приморского края от 18 февраля 2005 г. N 46-пг (в
редакции постановления Губернатора Приморского края от 13 апреля
2005 г. N 82-пг), в части слов: "от дохода пенсионера или
инвалида... и других документов о доходах" признать недействующим
с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Приморского края опубликовать решение
суда после вступления его в законную силу в Сборнике нормативных
правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации
Приморского края.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней через Приморский краевой суд.
|