ДУМА АРСЕНЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2005 г. N 305
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "О ЦЕЛЯХ, ЗАДАЧАХ, ПОРЯДКЕ
СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ,
ПОРЯДКЕ ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
И ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ
ОХРАНЫ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ
АРСЕНЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА"
Руководствуясь Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ", от
29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов
государственной власти субъектов РФ по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а
также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных
образований", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Уставом Арсеньевского городского округа, Дума города решила:
1. Утвердить Положение "О целях, задачах, порядке создания и
организации муниципальной пожарной охраны, порядке ее
взаимоотношений с другими видами пожарной охраны и порядке
привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для
тушения пожаров на территории Арсеньевского городского округа"
(приложение).
2. Настоящее решение вступает в силу после опубликования с
01.01.2006.
Председатель Думы
Арсеньевского городского округа
Г.И.СУРИЦ
Приложение
к решению
Думы Арсеньевского
городского округа
от 28.09.2005 N 305
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЦЕЛЯХ, ЗАДАЧАХ, ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ПОРЯДКЕ ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
С ДРУГИМИ ВИДАМИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ И ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ
И СРЕДСТВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
НА ТЕРРИТОРИИ АРСЕНЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее положение определяет:
- цели, задачи, порядок создания и организации деятельности
муниципальной пожарной охраны на территории Арсеньевского
городского округа (далее - городской округ);
- отношения между органами государственной власти, органами
местного самоуправления городского округа, учреждениями,
организациями, иными юридическими лицами независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности (далее -
организации), а также между общественными организациями,
должностными лицами;
- порядок привлечения сил и средств пожарной охраны для тушения
пожаров на местном уровне и участии в предупреждении и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение пожарной охраны является одной из важнейших
организационных функций городского округа.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Положении применяются следующие понятия:
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный
ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и
государства;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном
порядке органов управления, подразделений и организаций,
предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и
проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;
первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в
установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров,
спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса
мероприятий по организации пожаротушения;
пожарная безопасность - состояние защищенности личности,
имущества, общества и государства от пожаров;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной
безопасности, в том числе по выполнению требований к пожарной
безопасности;
требования пожарной безопасности - специальные условия
социального и (или) технического характера, установленные в целях
обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской
Федерации, нормативными документами или уполномоченным
государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или
ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной
территории сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В зависимости от количества пострадавшего населения, размера
материального ущерба и границы зоны распространения поражающих
факторов, чрезвычайные ситуации подразделяются на:
- локальные (объектовые);
- местные (территория городского округа);
- территориальные (территория Приморского края);
локальные (объектовые) чрезвычайные ситуации (пожары) - в
результате ЧС пострадало не более 10 человек, либо нарушены
условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный
ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда
на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС не выходит
за пределы территории объекта производственного или социального
значения;
местные чрезвычайные ситуации (пожары) - в результате ЧС
пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо
материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс.
минимальных размеров оплаты труда на день возникновения
чрезвычайной ситуации и зона ЧС не выходит за пределы городского
округа;
территориальные чрезвычайные ситуации (пожары) - в результате
ЧС пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены
условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо
материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн.
минимальных размеров оплаты труда на день возникновения
чрезвычайной ситуации и не выходит за пределы Приморского края;
профилактика пожаров - совокупность превентивных мер,
направленных на исключение возможности возникновения пожаров и
ограничение их последствий;
ликвидация чрезвычайных ситуаций (пожаров) - это аварийно-
спасательные и другие неотложные работы, проводимые при
возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение
жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба
окружающей природной среде и материальных потерь, а также на
локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия
характерных опасных факторов;
аварийно-спасательные работы - действия с целью спасения людей,
имущества и оказания помощи пострадавшим, локализации аварий и
устранения повреждений, препятствующих ведению спасательных работ,
создания условий для дальнейшего проведения восстановительных
работ (доведение до минимально возможного уровня воздействия
опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных
чрезвычайных ситуаций);
зона чрезвычайной ситуации (пожаров) - это территория, на
которой сложилась чрезвычайная ситуация;
резерв финансовых и материальных ресурсов - это созданный
заблаговременно запас необходимых средств, в целях экстренного их
привлечения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций,
включающий в себя продовольствие, пищевое сырье, медицинское
имущество, медикаменты, средства связи, строительные материалы,
топливо, средства индивидуальной защиты и другие финансовые и
материальные ресурсы;
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок
организации производства и (или) содержания помещений
(территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований
пожарной безопасности и порядок тушения пожаров.
Глава 2. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Статья 1. Система обеспечения пожарной безопасности
Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и
средств, а также мер правового, организационного, экономического,
социального характера, направленных на борьбу с пожарами.
Система обеспечения пожарной безопасности на территории
городского округа входит в состав городского звена краевой
подсистемы РСЧС.
Статья 2. Виды и основные задачи пожарной охраны
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
- государственная противопожарная служба;
- муниципальная пожарная охрана;
- ведомственная пожарная охрана;
- частная пожарная охрана;
- добровольная пожарная охрана.
Основными задачами пожарной охраны являются:
- организация и осуществление профилактики пожаров;
- участие в спасении людей и имущества при пожарах;
- организация и осуществление тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ в ходе ликвидации или смягчении
последствий чрезвычайных ситуаций;
- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
- реализация прав, обязанностей и ответственности в области
пожарной охраны;
- проведение противопожарной пропаганды и обучение населения
мерам пожарной безопасности;
- содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение
населения к обеспечению пожарной безопасности;
- информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
- выполнение работ и оказание услуг в области пожарной
безопасности;
- учет пожаров и их последствий;
- установление особого противопожарного режима.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-
политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков
пожарная охрана не привлекается.
Статья 3. Функциональные звенья пожарной охраны
В состав пожарной охраны входят:
- муниципальная пожарная охрана;
- ведомственная пожарная охрана;
- частная пожарная охрана;
- добровольная пожарная охрана;
- объектовые подразделения, направленные только на профилактику
пожаров.
Статья 4. Муниципальная пожарная охрана
Муниципальная пожарная охрана создается администрацией
городского округа (далее - администрация) на территории городского
округа.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности
муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с
другими видами пожарной охраной определяются Думой городского
округа (далее - Дума города).
Статья 5. Ведомственная пожарная охрана
Организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут
создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной
охраны.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов
управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия
осуществления их деятельности, несения службы личным составом
определяются соответствующими положениями, согласованными с
государственной противопожарной службой.
При выявлении нарушений требований пожарной безопасности,
создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей,
ведомственная пожарная охрана имеет право:
приостановить полностью или частично работу организаций
(отдельного производства), производственного участка, агрегата,
эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных
видов работ.
Статья 6. Частная пожарная охрана
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и
организациях.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной
пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации.
Нормативы численности и технической оснащенности частной
пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в
области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Статья 7. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в
обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий
на добровольной основе (без заключения трудового договора) в
деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и
(или) тушению пожаров.
Участие в добровольной пожарной охране является формой
социально значимых работ, устанавливаемых Думой города.
Статья 8. Постоянно действующие органы управления муниципальной
пожарной охраны
Постоянно действующими органами управления муниципальной
пожарной охраны являются:
а) на городском уровне:
- управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям администрации.
б) на локальном (объектовом) уровне:
- штатные или специально уполномоченные лица на решение задач в
области ГО и ЧС.
Функции согласования действий, сил и средств пожарной охраны,
привлекаемых для участия в ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций от пожаров возлагаются:
- на местном уровне, охватывающем территорию городского округа
на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности городского округа (далее - КЧС
городского округа);
- на локальном уровне, охватывающем территорию организации
(объекта) на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации
(объекта).
Статья 9. Органы повседневного управления муниципальной
пожарной охраной
Органами повседневного управления муниципальной пожарной
охраной являются:
- пункты управления, оперативно-дежурные службы, КЧС городского
округа и объектов экономики;
- дежурно-диспетчерские службы. Управление осуществляется с
диспетчерских пунктов, оснащаемых соответствующими средствами
связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации,
поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Статья 10. Состав сил и средств
В состав сил и средств муниципальной пожарной охраны входят:
- силы и средства наблюдения и контроля;
- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Функции наблюдения и контроля на территории городского округа
осуществляются исключительно должностными лицами органов
государственного пожарного надзора уполномоченных на решение задач
в области пожарной безопасности.
Статья 11. Силы и средства муниципальной пожарной охраны
Силы и средства муниципальной пожарной охраны включают в себя:
- силы постоянной готовности городского звена краевой
подсистемы РСЧС;
- территориальные специальные нештатные аварийно-спасательные
формирования ГО;
- организации (объекты экономики);
- формирования ГО и ЧС;
- добровольные пожарные дружины;
- объектовые подразделения, направленные только на профилактику
пожаров.
Предусматривается привлекать силы и средства Вооруженных Сил
РФ, других войск и воинских формирований, дислоцируемых на
территории городского округа, на основании взаимосогласованных
планов.
Функции формирований постоянной готовности по организации
тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
на территории городского округа возлагаются на государственную
противопожарную службу (5-ОГПС).
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в области
пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления в области
пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной
безопасности в границах населенных пунктов поселений
(организаций):
а) профилактика (предупреждение) пожаров:
- обеспечение первичными средствами пожаротушения;
- содержание территорий в противопожарном состоянии;
- подготовка и содержание в противопожарном отношении путей
маневра, подвоза и эвакуации;
- оборудование (наличие) пожарной сигнализации;
- поддержание противопожарного режима (правила поведения людей,
порядок организации производства и (или) содержания помещений
(территорий);
б) организация дежурно-диспетчерской службы;
в) организация взаимодействия сил и средств тушения пожаров с
другими видами пожарной охраны;
г) проведение плановых тренировок с силами пожаротушения;
д) участие в первоочередных задачах по спасению людей, тушении
(локализации) пожаров.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-
технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в
границах населенных пунктов поселений, устанавливаются
нормативными актами Думы города.
Статья 13. Организация ликвидации пожаров (чрезвычайных
ситуаций)
Организация тушения пожаров относится к полномочиям органов
государственной власти субъектов РФ.
Первоочередные задачи по ликвидации пожаров осуществляется
силами и средствами организаций, органов местного самоуправления,
на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под
непосредственным руководством соответствующей комиссии по
чрезвычайным ситуациям, а после прибытия на место пожара сил
государственной противопожарной службы (ОГПС) непосредственное
руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения
пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом
пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на
принципах единоначалия личным составом пожарной охраны,
участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению
пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за
безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в
тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории,
на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и
особенности указанных действий, а также принимает решения о
спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости
руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе
ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной
территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения
всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой
осуществляются действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения
пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Статья 14. Порядок привлечения сил и средств подразделений
пожарной охраны
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны
для тушения пожаров утверждается главой городского округа.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и
проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и
организациях осуществляется в безусловном порядке.
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в
телефонных сетях городского округа устанавливается единый номер -
01 и дополнительный номер единой дежурно-диспетчерской службы 4-17-
88.
При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ
проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей,
спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного
распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных
проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также
аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их
ликвидацию;
использование при необходимости дополнительно имеющихся в
наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования,
средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим
урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в
установленном порядке;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также
зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение
или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к
ним территориях;
охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и
иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования
обстоятельств и причин их возникновения);
эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных
ситуаций людей и имущества с привлечением эвакуационной комиссии
городского округа.
При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен
принимать меры по сохранению вещественных доказательств и
имущества.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися
силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно,
указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по
чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным
ситуациям может взять на себя координацию или руководство
ликвидацией чрезвычайной ситуации на территории городского округа
и оказать необходимую помощь.
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации
чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих комиссий по
чрезвычайным ситуациям при наличии у участников ликвидации от
общественных объединений соответствующей подготовки,
подтвержденной в аттестационном порядке.
Статья 15. Пожарный надзор
Пожарный надзор на территории городского округа осуществляется
должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
Статья 16. Гарантии правовой и социальной защиты личного
состава пожарной охраны
Выплаты в случаях гибели или получения увечья спасателями при
привлечении их к ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном
порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-
спасательных формирований федеральным или региональным органом
исполнительной власти производятся согласно действующему
законодательству.
Погребение спасателей, привлекавшихся к ликвидации ЧС в
индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных
аварийно-спасательных формирований (пожарных дружин), производится
за счет финансовых средств администрации или организаций,
создавших соответствующие службы, в соответствии с установленными
ими порядком и нормами.
Личный состав пожарной охраны, участвующий в предупреждении и
тушении пожаров, имеет право на денежную компенсацию в
установленных размерах за использование в служебных целях личного
транспорта; в случае гибели граждан из состава муниципальной
пожарной охраны при тушении пожаров за семьей погибшего
сохраняется право на улучшение жилищных условий.
Статья 17. Резервы финансовых и материальных ресурсов
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пожаров)
на территории городского округа создаются:
- резервы финансовых и материальных ресурсов администрации;
- объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов - за
счет собственных средств организаций, учреждений, предприятий
независимо от их организационно-правовых форм собственности.
Номенклатура и объем резервов финансовых и материальных
ресурсов определяется органом, их создающим.
Статья 18. Финансовое и материально-техническое обеспечение
пожарной охраны
Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие пожаров на территории
городского округа, осуществляется за счет страховых фондов,
бюджета администрации, средств предприятий, учреждений,
организаций, независимо от организационно-правовых форм
собственности, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в
границах городского округа, в том числе добровольной пожарной
охраны, осуществляется за счет средств местного бюджета, на
территории организаций - за счет средств организаций.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности
ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также
финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному
составу осуществляется их учредителями за счет собственных
средств.
Финансирование указанных мероприятий определяется, исходя из
принципов необходимой достаточности и максимально возможного
использования имеющихся сил и средств. При недостаточности
имеющихся сил и средств, КЧС городского округа обращается за
помощью в вышестоящие КЧС.
Статья 19. Имущество муниципальной пожарной охраны
Имущество муниципальной пожарной охраны приватизации не
подлежит.
Статья 20. Разработка мер пожарной безопасности
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для
организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при
их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать
решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы
тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению
безопасности людей.
Меры пожарной безопасности на территории городского округа
разрабатываются и реализуются Администрацией.
Статья 21. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной
безопасности
Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование
населения о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности,
осуществляемое через средства массовой информации, посредством
распространения специальных листовок, памяток, устройства
тематических выставок, смотров, и использования других не
запрещенных законодательством Российской Федерации форм
информирования населения. Противопожарную пропаганду
организовывают администрация, пожарная охрана организаций.
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций
проводится администрацией (собственниками) этих организаций в
соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности
по специальным программам, утвержденными соответствующими
руководителями федеральных органов исполнительной власти и
согласованными в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области
пожарной безопасности.
Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных
учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях,
мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими
учреждениями по специальным программам, согласованным с
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на
решение задач в области пожарной безопасности. Управлением
образования городского округа и пожарной охраной могут создаваться
добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию
программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам
пожарной безопасности определяются федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области
пожарной безопасности.
Статья 22. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение функционирования пожарной охраны
осуществляется через печатные издания, выходящие на территории
городского округа, по радио и телевидению.
Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на
безвозмездной основе публиковать экстренную информацию,
направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам
пожарной безопасности.
Администрация должна информировать население о принятых ими
решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать
распространению пожарно-технических знаний.
Статья 23. Учет пожаров и их последствий
В Российской Федерации действует единая государственная система
статистического учета пожаров и их последствий.
Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен
для администрации, организаций и граждан, осуществляющим
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица.
Глава 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 1. Права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке,
установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их
здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том
числе в установленном порядке от органов управления и
подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в
установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности
(пользовании), первичные средства тушения пожаров и
противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной
безопасности и перечнями, утвержденными администрацией;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную
охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по
спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования
должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной
охраны государственного пожарного надзора проводить обследования и
проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и
иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением
требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статья 2. Права и обязанности организаций в области пожарной
безопасности
Руководители организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном
порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за
счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти и органы местного
самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств
пожаров, происшедших в организациях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования
обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том
числе в установленном порядке от органов управления и
подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять
предписания, постановления и иные законные требования должностных
лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной
безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих
работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной
безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства
противопожарной защиты, включая первичные средства тушения
пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров,
установлении причин и условий их возникновения и развития, а также
при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной
безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на
территориях организаций необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при
осуществлении ими служебных обязанностей на территорию, в здания,
сооружения и на иные объекты организаций;
предоставлять по требованию должностных лиц, государственного
пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной
безопасности в организациях, в том числе о пожарной опасности
производимой ими продукции, а также о происшедших на их
территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах,
неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты,
об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных.
Руководители организаций осуществляют непосредственное
руководство системой пожарной охраны в пределах своей компетенции
на подведомственных объектах и несут персональную ответственность
за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статья 3. Ответственность за нарушение требований пожарной
безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в
соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться
имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за
обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и
ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных
квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено
соответствующим договором.
Вышеуказанные руководители, иные граждане за нарушение
требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в
области пожарной безопасности могут быть привлечены к
дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 4. Административная ответственность руководителей
организаций
Основания и порядок привлечения руководителей организаций к
административной ответственности за правонарушения в области
пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской
Федерации.
|