ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
<ИНФОРМАЦИЯ>
от 9 марта 2006 г. N 235/05
О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
В связи с вступлением 1 января 2006 г. в силу Федерального
закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов)
Федеральная антимонопольная служба обратила внимание своих
территориальных органов на необходимость усиления контроля
размещения органами государственной власти и органами местного
самоуправления, в том числе путем проведения мониторинга
нормативно-правовых актов о размещении заказов, принятых и
принимаемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления, извещений о
проведении торгов, конкурсной документации, документации об
аукционе, публикуемых в печатных изданиях и размещаемых на
официальных сайтах в сети "Интернет".
В целях предупреждения нарушений законодательства Управлением
Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю были
направлены всем главам муниципальных образований рекомендации по
размещению заказов для муниципальных нужд.
Главам муниципальных образований городов и районов
Приморского края
С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от
21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Со дня вступления в силу Закона о размещении заказов иные
нормативные правовые акты, принятые до вступления Закона о
размещении заказов в силу и предусматривающие порядок размещения
государственных и муниципальных заказов, применяются в части, не
противоречащей Закону о размещении заказов.
Закон о размещении заказов регламентирует процедуру закупок не
только для государственных нужд, но и для нужд муниципальных
образований, и принципиально изменяет принципы размещения заказов,
предусмотренные федеральным, региональным и местным
законодательством.
Так, в Законе о размещении заказов установлен исчерпывающий
перечень требований, которые заказчик вправе предъявить к
участникам процедур размещения заказов, введена процедура
аукциона, установлены в основном количественные критерии
определения победителя конкурса. Процедуры размещения заказов
становятся прозрачными и направлены на обеспечение равного доступа
к заказам для всех заинтересованных лиц, тем самым способствуя
развитию добросовестной конкуренции на товарных рынках и рынках
финансовых услуг.
Вместе с тем по результатам предварительного анализа извещений
федеральных государственных заказчиков о проведении конкурсов,
опубликованных в начале января 2006 г., Федеральной
антимонопольной службой (далее - ФАС России) было выявлено:
1) 51,3% извещений опубликовано менее чем за 30 дней до дня
вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (нарушена
часть 1 статьи 21 Закона о размещении заказов);
2) в 66,9% случаев прием заявок прекращается не в день вскрытия
конвертов с заявками на участие в конкурсе (нарушены часть 7
статьи 25 и часть 2 статьи 26 Закона о размещении заказов);
3) в 81,4% извещений не указана начальная цена контракта
(нарушен пункт 7 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов);
4) в 97,9% извещений не указаны критерии оценки заявок на
участие в конкурсе (нарушен пункт 10 части 4 статьи 21 Закона о
размещении заказов);
5) в 8,9% случаев к участникам размещения заказов установлены
требования, помимо тех, которые предусмотрены Законом о размещении
заказов (нарушена часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов);
6) в 4,4% случаев необоснованно установлены ограничения участия
в процедурах размещения заказов иностранных поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) (нарушена статья 11 Закона о
размещении заказов);
7) в 9,7% случаев установлены другие необоснованные ограничения
участия в процедурах размещения заказов (нарушена статья 11 Закона
о размещении заказов);
8) в 11,8% извещений срок заключения контракта составляет менее
10 дней (нарушен пункт 16 части 4 статьи 22 Закона о размещении
заказов);
9) в 2,9% случаев при проведении конкурса осуществляется
предварительный отбор участников процедуры размещения заказов
(нарушены части 1, 2 статьи 12 Закона о размещении заказов).
Кроме того, в результате предварительного анализа официальных
сайтов, предназначенных для размещения информации о размещении
заказов, установлено, что только 39 из 88 субъектов Российской
Федерации во исполнение части 1 статьи 16 Закона о размещении
заказов определили официальные сайты, предназначенные для
размещения информации о размещении заказов. При этом только на 20
из них опубликована информация о размещении заказов, в том числе
извещения о проведении торгов, которая, в то же время, также
содержит нарушения требований Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона о размещении заказов
несоблюдение государственными и муниципальными заказчиками
предусмотренных в нем требований является основанием для признания
судом недействительным размещения заказов. В связи с этим
Приморское УФАС России обращает внимание на необходимость
приведения извещений о проведении торгов, опубликованных в
печатных изданиях и размещенных на официальных сайтах начиная с 1
января 2006 г., конкурсной документации, документации об аукционе
в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов до даты
окончания подачи заявок на участие в торгах.
Также в целях предупреждения нарушений законодательства при
размещении заказов Приморское УФАС России обращает внимание на
необходимость:
приведения нормативно-правовых актов муниципальных образований
в соответствие с Законом о размещении заказов;
принятия нормативно-правовых актов, касающихся процедур
размещения заказов, предусмотренных Законом о размещении заказов;
определения официального печатного издания и официального сайта
в сети "Интернет", предназначенных для размещения информации о
размещении заказов для муниципальных нужд;
соблюдения положений Закона о размещении заказов при размещении
заказов для муниципальных нужд.
Кроме того, во избежание нарушений антимонопольного
законодательства при размещении заказов муниципальные заказчики
вправе предварительно обращаться в антимонопольные органы с целью
предварительного согласования конкурсной документации,
документации об аукционе.
|