УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
<ИНФОРМАЦИЯ>
11 мая 2006 года
СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Рыночная экономика основана на конкурентных отношениях между
участниками рынка. Хорошо развитая конкуренция выгодна как самим
участникам экономических отношений, так и потребителям товаров,
работ, услуг и обществу в целом. Поэтому одна из основных задач
государства, его представительных и исполнительных органов на всех
уровнях - создание условий для развития нормальной конкуренции,
содействие выходу новых участников на товарные рынки, принятию мер
по переводу монопольных и потенциально-конкурентных секторов
экономики в состояние конкурентных отношений. Задачи контрольных и
надзорных органов - пресечение недобросовестной конкуренции,
ограничение рыночной власти существующих монополий, в том числе
действующих на локальных товарных рынках, регулирование
деятельности субъектов естественных монополий.
Поддержка конкуренции - конституционная обязанность всех
государственных органов. В ст. 8 Конституции Российской Федерации
записано - "1. В Российской Федерации гарантируется единое
экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической
деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются
равным образом частная, государственная, муниципальная и иные
формы собственности".
Из смысла этой статьи Конституции государства следует, что все
участники рыночных отношений независимо от формы собственности и
организационно-правовой формы предпринимательской деятельности
обладают равными правами и несут равные обязательства. Это и
создает основу конкуренции на всех сегментах рынка. Требование о
защите конкуренции содержится и в Гражданском кодексе Российской
Федерации, а также в других федеральных законах. Так, в ст. 10 ГК
РФ установлено, что "не допускается использование гражданских прав
в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление
доминирующим положением на рынке". В Приморском крае к настоящему
времени сложились определенные отношения между участниками на
различных товарных рынках. По уровню развития конкуренции все
рынки можно разделить на следующие группы:
- конкурентные (рынки бытовых услуг, туристских услуг;
производство и реализация мясных, молочных, кондитерских и иных
пищевых продуктов, бытовой техники, строительных и отделочных
материалов; страховых, банковских услуг и др.);
- умеренно-конкурентные (рынки по обслуживанию и ремонту жилого
фонда, ремонту дорог, строительству жилья; лизинговых услуг;
заготовка и переработка древесины);
- монополизированные (утилизация ТБО, добыча минерального
сырья, рынок нефтепродуктов, рынок коммунальных услуг и др.);
- естественно-монопольные (передача электрической и тепловой
энергии, услуги электрической связи, услуги водоснабжения и
водоотведения, железнодорожные перевозки).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому
краю осуществляет мониторинг нескольких видов товарных рынков и по
мере необходимости проводит исследование положения отдельных
хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках. Эта работа
проводится в целях применение норм антимонопольного
законодательства и пресечения ущемлений интересов отдельных
участников рынка монопольными предприятиями или лицами,
занимающими доминирующее положение на рынке.
В последнее время были исследованы следующие товарные рынки:
- рынок нефтепродуктов;
- рынок цемента;
- фармацевтический рынок;
- рынок автобусных пассажирских перевозок;
- рынок деятельности морских портов;
- рынок услуг по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда;
- рынок услуг по вывозу и переработке твердых бытовых отходов;
- рынок жидкого азота и жидкого кислорода;
- рынок ритуальных услуг в г. Владивостоке;
- рынки услуг электроснабжения по муниципальным образованиям
края;
- рынки услуг водоснабжения и водоотведения по муниципальным
образованиям;
- рынок хлеба и хлебобулочных изделий в г. Владивостоке;
- рынок страховых услуг;
- рынок банковских услуг;
- рынок лизинговых услуг.
Проведение подобных исследований достаточно трудоемко, требует
сбора и обработки информации, получаемой из различных источников,
наличия оргтехники и подготовленных специалистов. Осуществлять
постоянный мониторинг всех рынков Приморского края силами только
специалистов антимонопольного органа практически невозможно из-за
недостатка специалистов (исследованием рынков занимаются только
два сотрудника) и слабым техническим оснащением управления.
Знание ситуации на товарных рынках необходимо для выработки
государственной региональной конкурентной политики в целях
определения основных направлений инвестирования в соответствующие
сегменты рынка и оказания влияния на приток новых участников на
эти рынки. Поэтому целесообразно, чтобы работой по изучению
состояния рынков и определению уровня конкуренции на них
занимались и структурные подразделения администрации края (по их
основному профилю), и администрации муниципальных образований
(прежде всего на локальных рынках товаров, работ и услуг).
Ниже приводятся краткие сведения о состоянии концентрации
капитала в отдельных сегментах экономики края. Это далеко не
полные сведения и они лишь иллюстрируют сложившуюся ситуацию.
Приморское УФАС России имеет конкретную информацию по всем
вышеперечисленным рынкам.
Концентрация капитала на товарных рынках
Анализ сделок, контролируемых Приморским УФАС России, показал,
что 89% всех сделок - это приобретение крупных пакетов акций
акционерных обществ или долей в обществах с ограниченной
ответственностью, 11% - сделки по приобретению в собственность
основных фондов. Среди инвесторов преобладают (90%) приморские
предпринимательские структуры и крупные российские компании,
осуществляющие через Приморский край экспортные программы. Число
крупных сделок с участием иностранных инвесторов остается
незначительным.
Наибольшее число сделок, зафиксированных антимонопольным
органом, пришлось на транспортную среду, в том числе на
деятельность морских портов (21 сделка), пищевую, в т.ч. рыбную
отрасль (18), строительный комплекс (9) и сырьевые отрасли (8).
Показательно то, что все сделки в лесной и угольной отраслях
прошли с участием компаний, зарегистрированных в г. Москве, что
свидетельствует об усилении влияния таких предпринимательских
структур на экономику региона. Так, московская компания ООО
"Контакт ЛСИ" приобрела 35% акций в уставном капитале ОАО
"Приморские лесопромышленники". Сумма сделки составила 100 млн.
руб. ООО "Финанс Инвест" (г. Москва) приобрело долю в уставном
капитале ООО "Новоуголь" в размере 54% и инвестиции другого ООО
"Германий Инвест" (г. Москва), заявившего ходатайство о
приобретении 100% долей в уставном капитале ООО "ДальТЭКин-вест".
В строительном комплексе активную деятельность ведет ООО "Парк
Актив". В течение 2005 г. это общество приобрело 81,3% акций ОАО
"Дробильно-сортировочный завод", 54,11% акций ОАО "Владивостокский
бутощебеночный завод", 27,8% акций ОАО "Спасский комбинат
асбоцементных изделий".
Серьезным фактором, снижающим государственный контроль за
концентрацией капитала на товарных рынках, является принятие
поправок в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" в части резкого
увеличения порогового значения сделок, контролируемых
антимонопольными органами. В настоящее время согласованию с
антимонопольными органами подлежат сделки, в которых участвуют
лица, имеющие сумму активов по балансу более 3 млрд. руб., в то
время как до 2005 г. это значение составляло 20 млн. руб. Такая
норма, с одной стороны, направлена на либерализацию сделок и
развитие конкуренции, с другой стороны, - резко снижает
государственный контроль за концентрацией капитала и может иметь
своим результатом монополизацию на отдельных сегментах рынка и
усиление влияния крупных, прежде всего, московских компаний на
экономику Приморского края.
Концентрация капитала на рынке финансовых услуг
Рынок страховых услуг в Приморском крае не монополизирован и
остается умеренно концентрированным. Ни одна из страховых компаний
в общем объеме страховой премии не имеет долю более 25%. На
территории края действуют 19 региональных страховых компаний и 43
филиала компаний, зарегистрированных за пределами края. Компания
"Госмедстрах" и "ДальРОССО-мед" осуществляют добровольное и
обязательное медицинское страхование, "Военно-страховой альянс" и
"Альфа-Гарант" - обязательное медицинское страхование.
Среди региональных компаний лидирующие позиции занимают "Защита-
Находка", "Росгосстрах-Дальний Восток", "ДальАКФЕС".
На рынке банковских услуг действуют 7 местных банков и 18
филиалов банков, зарегистрированных на территории иных субъектов
Российской Федерации. Лидирующие позиции практически на всех
сегментах рынка банковских услуг занимает Сбербанк России.
Наиболее сильны позиции этого банка на рынке вкладов физических
лиц. Вторую группу лидеров составляют местные банки - Банк
"Приморье" и Дальневосточный банк. Третью группу составляют
региональные банки ("Примсоцбанк", "Востокбизнесбанк") и часть
иногородних филиалов ("Альфа-банк", "Внешторгбанк", "Росбанк" и
др.).
Лизинговые услуги на территории Приморского края оказывают 7
компаний. Лидером регионального рынка лизинговых услуг является
ЗАО "ДельтаЛизинг" с рыночной долей более 50%. Это единственная
компания на Дальнем Востоке, имеющая стабильный доступ на рынок
международного капитала. Она успешно взаимодействует с
международной финансовой корпорацией и Европейским банком развития
и реконструкции. За счет таких контактов ЗАО "ДельтаЛизинг"
привлекает иностранный капитал на международных финансовых рынках
и инвестирует его в реальный сектор экономики.
В целях осуществления контроля за соблюдением требований
добросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг Приморское
УФАС России в 2005 г.: рассмотрело 25 проектов конкурсной
документации по проведению открытых конкурсов по отбору финансовых
организаций (страховые компании, банки) для осуществления операций
с бюджетными средствами, в т.ч. представленных администрацией края
- 3, органами местного самоуправления - 17, территориальными
федеральными органами - 5. Существенное влияние на развитие
конкуренции может оказать обеспечение равного доступа участников
рынка к бюджетным средствам при размещении заказов для
государственных и муниципальных нужд, а также обеспечения равного
доступа к государственному и муниципальному имуществу. Такие
равные условия могут быть обеспечены, прежде всего, путем
проведения соответствующих конкурсов и аукционов.
Обеспечение доступа к земельным участкам
Действующим законодательством, а именно Земельным кодексом РФ и
Градостроительным кодексом РФ, предусмотрено, что предоставление
земельных участков для строительства многоквартирных домов и для
комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства
должно осуществляться исключительно на аукционах. Такое требование
обеспечивает равный доступ застройщиков к земельным участкам и
способствует развитию конкуренции среди строительных фирм.
Указанные требования вступили в силу с 1 октября 2005 года.
По сведениям Приморского УФАС России, аукционы после 1 октября
не были проведены ни в одном муниципальном образовании. В 12
городах и районах за этот период вообще не выделялись участки под
жилищное строительство (города Арсеньев, Большой Камень, Фокино,
Кавалеровский, Кировский, Спасский, Хасанский, Хорольский,
Черниговский, Чугуевский, Шкотовский, Яковлевский районы).
В большинстве муниципальных образований земельные участки
выделяются в основном под индивидуальное жилищное строительство. В
2005 г. под эти цели было выделено всего 16 участков общей
площадью 22988 кв. м в собственность и 325 участков общей площадью
568658 кв. м в аренду. Во многих случаях в эти показатели входят
земельные участки, используемые гражданами на протяжении многих
лат под частными жилыми домами, а в 2005 году было проведено
переоформление договоров аренды либо оформлены права собственности
на землю.
Только в 4 муниципальных образованиях (по сведениям их
администраций) земельные участки выделялись под строительство
многоквартирных домов, в т.ч.:
г. Владивосток - 3 участка площадью 25545 кв. м;
г. Дальнереченск - 2 участка площадью 2007 кв. м;
г. Уссурийск - 1 участок площадью 3362 кв. м;
Ольгинский район - 2 участка площадью 4142 кв. м;
При этом выделение земельных участков произведено без
соблюдения аукционных процедур. Сейчас управление занимается
проверками по выявленным нарушениям.
Настораживает и тот факт, что практически все муниципальные
образования не привели свои нормативные акты по выделению
земельных участков в соответствие с требованием федерального
законодательства. По нашему мнению, целесообразно, чтобы
прокуратура края с участием городских и районных прокуратур
провела сплошную проверку всех муниципальных образований в части
соблюдения последними норм действующего законодательства при
выделении земельных участков для строительства многоквартирных
домов.
Возможно, что к настоящему моменту ситуация с приведением
нормативных актов в соответствие с требованиями федерального
законодательства изменилась к лучшему.
Административные барьеры
На развитие конкуренции оказывают влияние административные
барьеры, носителями которых являются органы исполнительной власти
и органы местного самоуправления. Действия этих органов в части
ограничения конкуренции, ущемления интересов хозяйствующих
субъектов, предоставления необоснованных льгот отдельным участкам
рынка противоречат ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках". В 2005 году
Приморским антимонопольным управлением было рассмотрено 18
заявлений на действия органов власти и управления. Для пресечения
нарушений возбуждено 11 дел, в том числе по собственной инициативе
управления 8. Нарушения допущены администрациями г. Владивостока,
г. Артема, г. Спасск-Дальний, г. Находки, Хасанского, Хорольского
районов. Следует отметить, что число нарушений антимонопольного
законодательства со стороны органов власти и местного
самоуправления имеет тенденцию к снижению. Так в 2003 году было
возбуждено 17 дел, а также 4 нарушения были устранены без
возбуждения дела.
На устранение административных барьеров, при развитии
предпринимательства, развитие конкуренции направлены нормы
Федерального закона от 21 июля 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд". Реализация этого правового
акта позволит выйти на рынок новым участникам, обеспечить
рациональное использование бюджетных средств, способствовать
прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд.
Для реализации закона необходимо:
- сформировать органы, уполномоченные на осуществление контроля
за закупками на уровне всех муниципальных образований и
администрации края;
- определить официальные печатные издания и открыть специальные
сайты для размещения информации о проведении торгов;
- создать конкурсные, аукционные и котировочные комиссии;
- привести нормативные акты по закупкам товаров, работ и услуг
в соответствие с требованиями федерального законодательства;
- привлекать к закупкам товаров (работ, услуг) малые
предприятия;
- обеспечить гласность и открытость проведения торгов.
Специальным Постановлением Правительства Российской Федерации
от 20 февраля 2006 года N 94 уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
федеральных государственных нужд, определена Федеральная
антимонопольная служба и ее территориальные органы. На ФАС России
также возложены функции по проведению внеплановых проверок
требований законодательства при размещении заказов для нужд
субъектов Российской Федерации и нужд местного самоуправления,
выдача рекомендаций и предписаний государственным и муниципальным
заказчикам, конкурсным комиссиям, привлечение к административной
ответственности виновных должностных лиц.
Сложная ситуация, требующая вмешательства администрации края,
федеральных органов исполнительной власти, сложилась на отдельных
естественно-монопольных рынках. Положение дел на них настолько
серьезно, что последствия неурегулирования ряда вопросов
отражается на деятельности всех остальных участников, не только на
таких рынках, но и в смежных отраслях.
Рынок услуг электрической связи
На рынке услуг электрической связи действует Приморский филиал
ОАО "Дальсвязь" и более 10 иных операторов связи, имеющих лицензию
на оказание соответствующих услуг. Все иные операторы вынуждены
вступать в договорные отношения с ОАО "Дальсвязь" в целях
обеспечения межсетевого взаимодействии и пользоваться сетью общего
пользования. В настоящее время действуют новые правила оказания
услуг телефонной связи, которые распространяются как на физических
лиц, так и на юридических лиц. Эти правила урегулировали многие
вопросы во взаимоотношениях между операторами связи и абонентами.
Вместе с тем, до настоящего времени на уровне Правительства
Российской Федерации не приняты решения, определяющие порядок
взаимодействия операторов связи, предоставление оператором-
собственником коммуникаций в аренду (пользование) иным операторам
канализационных сетей и др.
Отсутствие специальных нормативных актов дало возможность ОАО
"Дальсвязь" действовать достаточно свободно, используя сложившийся
правовой вакуум, и устанавливать самостоятельно высокие тарифы на
услуги присоединения и услуги по пропуску трафика для иных
операторов.
Приморское УФАС России в целях пресечения нарушений
антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Дальсвязь" в
2005 году возбудило и рассмотрело 3 дела, в 2004 году 3 дела.
Основные нарушения выражаются в навязывании порядка оплаты услуг
связи, не предусмотренного действующим договором, и применении
санкций (путем приостановления доступа к телефонной сети),
выставлении необоснованных требований передачи финансовых средств
за переоформление контрагентом договора на оказание услуг связи,
предоставление потребителям доступа к телефонной сети общего
пользование на различных (дискриминационных) условиях и пр.
Рынок услуг мобильной связи не вызывает каких-либо опасений с
точки зрения развития конкурентных отношений. На нем успешно
действуют 4 оператора - ОАО "Примтелефон", ОАО "НТК", ЗАО "АКОС",
ЗАО "Мобиком-Хабаровск". Нарушений со стороны этих операторов не
зарегистрировано.
Рынок энергоснабжения
Основным участником-монополистом на этом рынке является ОАО
"Дальэнерго". Кроме того, действуют городские и районные
предприятия электрических сетей и тепловых сетей. Наибольшее число
нарушений антимонопольного законодательства допускает ОАО
"Дальэнерго". В 2005 году управление рассмотрело 17 дел о
нарушении антимонопольного законодательства этим хозяйствующим
субъектом.
Основные нарушения выражаются в следующем:
- включение в договор энергоснабжения неравных условий в части
ответственности энергоснабжающей организации и абонента за
невыполнение условий договора (штрафы и пени для абонента,
реальный ущерб для энергоснабжающей организации);
- установление в договоре условия об оплате абонентом 10-
кратной стоимости электроэнергии, потребленной сверх оговоренного
в договоре объема;
- установление в договоре энергоснабжения ответственности
абонента за перебор и недобор электроэнергии относительно
оговоренного в договоре объема;
- взимание с абонента платы за работу персонала ОАО
"Дальэнерго" по отключению и подключению электроэнергии (указанная
работа входит в состав затрат, учитываемых при установлении тарифа
на электроэнергию);
- навязывание необоснованных требований при выдаче и
согласовании технических условий на технологическое присоединение
потребителя к электрическим сетям или на увеличение объемов
потребления энергии;
- самовольно установленная плата за технологическое
присоединение и др.
Такие требования энергоснабжающей организации не только
ущемляют интересы абонентов (потребителей), но и имеют своим
результатом ограничение конкуренции на смежных рынках.
Основные нерешенные проблемы:
- отсутствие Правил пользования электрической и тепловой
энергии;
- отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации
единого типового договора энергоснабжения;
- не решение вопроса определения размера платы за
технологическое присоединение.
Кроме того, в Приморском крае не выдерживаются сроки
реформирования энергетики, не урегулированы вопросы взаимодействия
ОАО "Дальэнерго" с сетевыми компаниями, не производится
реформирование коммунальной энергетики, не устанавливаются тарифы
по отдельным видам деятельности.
Рынок портовых услуг
На рынке Приморского края действуют 8 крупных океанских морских
портов и более 100 организаций оказывают услуги портов, прежде
всего погрузочно-разгрузочные. Между портами сложились
конкурентные отношения, в т.ч. в части готовности портов снижать
тарифы на погрузочно-разгрузочные услуги. В настоящее время размер
тарифов устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ).
Приморское УФАС России поддержало предложение ряда портов о
прекращении ценового регулирования портовых услуг. Такое решение,
по нашему мнению, будет способствовать дальнейшему развитию
конкурентных отношений и будет выгодно как портам, так и
владельцам судов. ФАС России поддержал предложение
территориального антимонопольного органа и направил документы в
ФСТ для принятия окончательного решения.
В 2005 г. управление рассматривало ситуацию, сложившуюся в ОАО
"Восточный порт" в части перевалки энергетических углей для нужд
Магаданской и Камчатской областей. Для решения вопроса и
устойчивого обеспечения северных территорий углями необходимо
принятие специального постановления Правительства Российской
Федерации по организации "северного" завоза товаров. Основные
проблемы:
1. Наличие двух самостоятельных государственных морских
администраций в рыбных и торговых портах Владивосток и Находка,
что отрицательно сказывается на деятельности судоходных компаний и
ущемляет интересы грузовладельцев.
2. Деятельность ФГУП "Росморпорт" и его филиалов по оказанию
портовых услуг, что существенно ущемляет интересы
негосударственных компаний.
Развитие конкуренции на указанных естественно-монопольных
рынках сдерживается отсутствием многих нормативных актов, которые
должно принять Правительство Российской Федерации. В этих целях
необходимо обращение высшего должностного лица Приморского края в
соответствующие федеральные органы, в Правительство Российской
Федерации.
Решение других вопросов по содействию развития конкуренции в
различных секторах экономики края возможно силами местной власти.
Для этого необходимо детальное исследование ситуации по всем
отраслям хозяйства и выработка совместно с предпринимательскими
структурами региональной конкурентной политики и реализация в
последствии конкурентных стратегий.
Руководитель Приморского УФАС России,
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
В.И.ТАЛАНЦЕВ
Приложение
РЕЗУЛЬТАТЫ
КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ ЗА 2003 - 2005 ГОДЫ
-----------------------------------------------T-----------T---------T---------¬
¦Показатели ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦
+----------------------------------------------+-----------+---------+---------+
¦1. Количество заявлений, поступивших в ¦ 167 ¦ 146 ¦ 132 ¦
¦Приморское УФАС России ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------+---------+---------+
¦2. Проведено проверок ¦ 14 ¦ -53 ¦ 102 ¦
+----------------------------------------------+-----------+---------+---------+
¦3. Возбуждено дел по признакам ¦ 47 ¦ 76 ¦ 60 ¦
¦нарушения антимонопольного ¦ ¦ ¦ ¦
¦законодательства ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------+---------+---------+
¦4. Выдано предписаний по устранению нарушений ¦ 15 ¦ 38 ¦ 41 ¦
+----------------------------------------------+-----------+---------+---------+
¦5. Проверено проектов актов и актов органов ¦ 22 ¦ 34 ¦ 56 ¦
¦исполнительной власти и местного ¦ ¦ ¦ ¦
¦самоуправления ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------+---------+---------+
¦6. Рассмотрено ходатайств и уведомлений ¦ 195 ¦ 176 ¦ 103 ¦
¦хозяйствующих субъектов ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------+---------+---------+
¦7. Количество хозяйствующих субъектов в ¦ 141 ¦ 139 ¦ 145 ¦
¦реестре ХС, имеющих долю на рынке более ¦ ¦ ¦ ¦
¦35% ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----------+---------+---------+
¦8. Рассмотрено административных дел ¦ 21 ¦ 47 ¦ 39 ¦
+----------------------------------------------+-----------+---------+---------+
¦9. Наложено штрафов, тыс. руб. ¦ 435 ¦ 987 ¦ 922 ¦
L----------------------------------------------+-----------+---------+----------
|