Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Приморского края

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 03.11.98 Г. N 526 О ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 1998 2000 ГОДЫ

(по состоянию на 15 августа 2006 года)

<<< Назад


                      ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 3 ноября 1998 г. N 526

                 О ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
               КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ
               УСЛУГ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 1998 - 2000 ГОДЫ

       Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации
   от 20 декабря 1997 г.  N 1613    "О  программе  демонополизации  и
   развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 -
   1999    годы",    в    соответствии    с    Концепцией     реформы
   жилищно-коммунального  хозяйства  Приморского  края  и  в развитие
   Программы    реформирования    жилищно-коммунального     хозяйства
   Приморского края,  утвержденных постановлением губернатора края от
   29 мая 1997 г.  N 227 "О реформе  жилищно-коммунального  хозяйства
   края",
   ПОСТАНОВЛЯЮ:
       1. Утвердить прилагаемые:
       1.1. Программу демонополизации и развития конкуренции на рынке
   жилищно-коммунальных услуг Приморского края на 1998 - 2000 годы;
       1.2. План мероприятий по реализации целей  и  задач  названной
   Программы.
       2. Рекомендовать главам муниципальных образований края:
       2.1. Разработать     программы     реформирования    жилищно -
   коммунального хозяйства муниципального образования, предусмотрев в
   них разделы,  связанные с демонополизацией и развитием конкуренции
   на  местных  рынках жилищно-коммунальных  услуг,  и  утвердить  их
   органами представительной власти в срок до 1 апреля 1999 г.;
       2.2. Завершить в первом полугодии 1999 г. работу по разделению
   функций   между   собственником   жилищного   фонда   и   объектов
   коммунального хозяйства,  управляющими организациями (заказчиками)
   и   организациями,  предоставляющими  жилищно-коммунальные  услуги
   (подрядчиками);
       2.3. Продолжить  и  взять под контроль формирование договорных
   отношений  между  собственником   жилищного   фонда   и   объектов
   коммунального хозяйства, потребителями жилищно-коммунальных услуг,
   заказчиками и подрядчиками.
       3. Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным
   ресурсам  администрации  края  (Чепик)  совместно   с   Приморским
   территориальным   управлением   Государственного  антимонопольного
   комитета Российской Федерации (Таланцев)  организовать  мониторинг
   процессов   демонополизации   и   развития   конкуренции  в  сфере
   жилищно-коммунального хозяйства и влияния конкуренции  на  уровень
   цен,    качество    обслуживания,   надежность   и   экологическую
   безопасность оказываемых услуг.
       4. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить
   на департамент  по  жилищно-коммунальному  хозяйству  и  топливным
   ресурсам администрации края (Чепик).

                                               И. о. губернатора края
                                                              В.КУЗОВ



                                                           Утверждено
                                                       постановлением
                                                     губернатора края
                                                    от 03.11.98 N 526

                               ПРОГРАММА
                 ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
                  НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
                  ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 1998 - 2000 ГОДЫ

                            Общие положения

       Программа демонополизации  и  развития  конкуренции  на  рынке
   жилищно-коммунальных  услуг  Приморского  края на 1998 - 2000 годы
   (далее -  Программа)   разработана  на  основе  Концепции  реформы
   жилищно-коммунального   хозяйства,  одобренной  Указом  Президента
   Российской Федерации от  28  апреля  1997  г.  N  425  "О  реформе
   жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", Концепции
   реформы   жилищно-коммунального   хозяйства   Приморского    края,
   одобренной постановлением губернатора края от 29 мая 1997 г. N 227
   "О реформе жилищно-коммунального хозяйства края".
       Программа является   среднесрочной,   устанавливает   основные
   направления   демонополизации  и  развития  конкуренции  на  рынке
   жилищно-коммунальных услуг Приморского края на 1998 - 2000  годы и
   служит основой для подготовки аналогичных программ в муниципальных
   образованиях края.

              1. Объективная необходимость и актуальность
                   проведения демонополизации отрасли

       1.1. Свидетельством   объективной   необходимости   проведения
   демонополизации   жилищно-коммунальной  отрасли  стало  положение,
   когда реальная стоимость жилищно-коммунальных услуг (далее -  ЖКУ)
   в  России,  и  особенно  в Приморском крае,  существенно превышает
   стоимость этих услуг в странах с аналогичным климатом (расходы  на
   оплату ЖКУ составляют в среднем по краю 73.2 рубля  на  человека в
   месяц, в отдельных районах - до 121 рубля). Анализ показывает, что
   причины   сложившейся   ситуации   кроются   как  в  принимавшихся
   технологических решениях, так и в организации структуры управления
   отраслью.
       1.2. Отсутствие   конкуренции,  эффективного  антимонопольного
   регулирования  деятельности  естественных   локальных   монополий,
   преобладание  мер административного воздействия над экономическими
   формируют затратную природу функционирования отрасли, что ведет не
   только   к   завышенной   стоимости,   но  и  к  низкому  качеству
   предоставляемых услуг.
       1.3. Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее  -  ЖКХ)
   требует  резкого  повышения эффективности использования финансовых
   ресурсов, что возможно только путем развития рыночных конкурентных
   отношений,  элементами которых является конкурс на получение права
   выполнения работ,  договор,  определяющий условия  их  выполнения,
   общедоступный механизм контроля за выполнением работ.
       1.4.   Актуальность   проведения    демонополизации    отрасли
   обусловлена     также     необходимостью    изменения    структуры
   финансирования,  которое  предусматривает  поэтапный  переход   от
   бюджетного  дотирования  хозяйствующих субъектов,  предоставляющих
   жилищно-коммунальные услуги,  к  оплате  услуг  потребителями  при
   условии адресной социальной защиты низкодоходных слоев населения.
       1.5. Важность   создания  механизмов  демонополизации  отрасли
   связана также с изменением отношений собственности,  что привело к
   появлению    в   жилищной   сфере   предприятий   различных   форм
   собственности,  которые выступают в качестве как застройщиков, так
   и собственников жилья.
       Для решения   вышеназванных   проблем   необходимо   изменение
   компетенции   и   функций   органов   управления   в   обеспечении
   государственного  регулирования  и  контроля  развития  и  текущей
   деятельности жилищно-коммунального хозяйства, а также формирование
   структур,  представляющих интересы всех собственников (а не только
   муниципальной   собственности)  и  защищающих  права  потребителей
   услуг.

                       2. Цели и задачи Программы

       2.1. Основной целью Программы является  снижение  издержек  и,
   соответственно,   тарифов   на   жилищно-коммунальные  услуги  при
   поддержании стандартов качества предоставляемых  услуг.  Эта  цель
   достигается  путем  создания условий для формирования конкурентной
   среды  и  осуществления  антимонопольного  регулирования  в  сфере
   жилищно-коммунального хозяйства.
       2.2. Для реализации поставленных целей необходимо:
       реформировать органы      управления      жилищно-коммунальным
   хозяйством в муниципальных образованиях края;
       принять меры  по  созданию  множества субъектов хозяйствования
   различных  форм  собственности  в  сфере  заказа  (управления)   и
   предоставления жилищно-коммунальных услуг;
       завершить переход   на   договорные   взаимоотношения    между
   заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг;
       организовать управление    и    обслуживание     муниципальной
   собственности  и  выполнение  муниципальных  заказов на конкурсной
   основе;
       принять нормативный акт о регулировании деятельности субъектов
   естественных локальных монополий,  включая ценовое регулирование и
   реализацию   механизмов  обеспечения  выполнения  обязательств  по
   обслуживанию определенных групп потребителей;
       организовать информационное      обеспечение      мероприятий,
   осуществляемых в соответствии с  Программой,  в  том  числе  через
   средства массовой информации.

                3. Проведение демонополизации и создание
                    конкурентной среды в подотраслях
                    жилищно-коммунального хозяйства

       3.1. По признаку возможности создания конкурентной среды можно
   условно выделить следующие четыре группы:
       подотрасли потенциально конкурентные, где развитие конкуренции
   сдерживается   существующей   структурой   управления  подотраслью
   (жилищное хозяйство);
       подотрасли естественных локальных монополий (это, как правило,
   организации инфраструктурного обеспечения коммунальными услугами -
   теплоснабжение,  водоснабжение  и  канализация, электроснабжение и
   т. д.);
       подотрасли, сочетающие   в    себе    элементы    потенциально
   монопольных и потенциально конкурентных структур (дорожно-мостовое
   хозяйство,  санитарная  очистка  и  утилизация  бытовых   отходов,
   озеленение, ритуальное обслуживание);
       подотрасли с достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями
   (гостиничное хозяйство, банно-прачечное хозяйство).
       3.2. Демонополизация  и  создание  конкурентной  среды в сфере
   предоставления жилищных услуг.
       3.2.1. Создание   конкурентной  среды  в  жилищной  подотрасли
   зависит от эффективного разделения  функций  между  собственниками
   жилищного  фонда (или организациями,  уполномоченными выступать от
   лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными
   организациями.
       Результатом такого  разделения  должно  стать  появление  двух
   уровней конкурентных отношений:
       конкуренция в сфере управления недвижимостью в целях получения
   от собственника заказа на управление жилищным фондом;
       конкуренция подрядных организаций в целях получения заказа  на
   обслуживание жилищного фонда.
       3.2.2. Основными функциями  собственника  жилищного  фонда  на
   рынке жилищно-коммунальных услуг являются:
       соблюдение нормативно-технических требований  к  содержанию  и
   использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры;
       обеспечение соответствующего   уровня    финансирования    для
   содержания принадлежащей ему недвижимости;
       разработка и заключение договоров найма  или  аренды  жилых  и
   нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде.
       От лица   собственников   государственного   жилищного   фонда
   (Российской Федерации и Приморского края) выступают,  как правило,
   комитет по управлению государственным имуществом,  департамент  по
   жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации
   края,  предприятия различной формы собственности, которым жилищный
   фонд  передан  в  хозяйственное ведение или оперативное управление
   (ведомственный жилищный фонд).
       От лица собственников муниципального жилищного фонда выступают
   комитеты  по  управлению  муниципальным  имуществом,  департаменты
   (комитеты, управления, отделы) жилищно-коммунального хозяйства.
       Частные собственники могут быть  представлены  юридическими  и
   физическими   лицами,  имеющими  в  собственности  жилищный  фонд,
   товариществами собственников  жилья  (далее  -  ТСЖ)  или  другими
   организациями, объединяющими непосредственно собственников жилых и
   нежилых помещений в жилых зданиях (кондоминиумах).
       3.2.3. Далее создание конкурентной среды в жилищной подотрасли
   зависит от становления хозяйственных структур,  специализирующихся
   на  предоставлении услуг по управлению недвижимостью и выступающих
   заказчиками  жилищно-коммунальных  услуг,  управляющих   компаний,
   взаимоотношения  которых  с  собственниками жилищного фонда должны
   регламентироваться договором на управление муниципальным или  иным
   жилищным фондом.
       3.2.4. При формировании или выборе организации,  которая будет
   обеспечивать    управление   недвижимостью   в   жилищной   сфере,
   собственник должен руководствоваться двумя соображениями:
       управляющая компания   должна   быть  в  максимальной  степени
   ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей  и  собственников
   жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг;
       управляющая компания и ее персонал должны быть заинтересованы,
   в том числе и финансово, в качестве своего труда.
       Такая ориентация   может   быть   достигнута   путем    выбора
   соответствующих организационно-правовых и финансовых механизмов.
       3.2.5. Функции   управляющей   компании   могут    выполняться
   субъектом любой организационно-правовой формы.  Для муниципального
   жилья на первом  этапе  разделения  функций  управляющая  компания
   может быть в форме:
       муниципального унитарного предприятия;
       муниципального учреждения.
       Муниципальное унитарное    предприятие     для     обеспечения
   эффективности своей деятельности должно быть заинтересовано в:
       расширении объема муниципального жилищного фонда,  переданного
   в управление;
       получении заказов    на    управление    другими     объектами
   муниципальной недвижимости (школами, детскими садами);
       заключении с товариществами собственников жилья  договоров  на
   управление кондоминиумом;
       минимизации задолженности   населения   по   оплате  жилищно -
   коммунальных услуг;
       выборе, где это возможно,  самого эффективного подрядчика  для
   предоставления услуг;
       системе постоянного  контроля   за   деятельностью   подрядных
   организаций.
       3.2.6. При организации и выборе организационно-правовой  формы
   управляющей компании собственник должен сразу подразумевать ее как
   субъекта  рыночных  отношений.  Эффективная   работа   управляющей
   компании  возможна  только  в  случае четкого распределения прав и
   обязанностей между всеми задействованными в процессе управления  и
   финансирования хозяйства сторонами.
       Заключаемые управляющей  компанией  договоры   на   выполнение
   подрядных работ должны исходить из реальных условий финансирования
   жилищно-коммунальной сферы на местах.
       Договор на   текущее   обслуживание   жилищного   фонда  может
   предусматривать возможность  изменения  условий  финансирования  и
   определять  в  этом  случае конкретный перечень работ,  подлежащих
   выполнению.
       Договоры на   теплоснабжение,   водоснабжение,   водоотведение
   регламентируются органами местного самоуправления.  Договоры могут
   быть 3-сторонними (собственник,  управляющая компания, подрядчик),
   когда администрация берет на себя  ответственность  по  бюджетному
   дотированию   стоимости   услуг   как  разницы  между  фактической
   стоимостью услуги и той долей, которую оплачивает население.
       3.2.7. При  проведении  конкурсного  отбора   подрядчиков   на
   текущее обслуживание жилищного фонда и на капитальный ремонт важно
   выполнение следующих условий:
       объективное определение стартовой цены выставляемых на конкурс
   работ;
       оптимальный подбор   группы  домов,  выставляемых  на  конкурс
   (компактность, единые поставщики коммунальных услуг и т. д.);
       активная информационная кампания;
       четкие критерии отбора подрядчиков;
       полностью формализованная процедура подведения итогов.
       Работу по  конкурсному  отбору   подрядчиков   необходимо   (и
   благоприятно)  начинать  при приемке в муниципальную собственность
   ведомственного  жилищного  фонда,  что  позволит   не   вкладывать
   бюджетные   средства   в  создание  дополнительных  мощностей  для
   обслуживания  принятого  жилья  и,  в  то   же   время,   позволит
   адаптироваться   к  процессу  формирования  конкурентной  среды  в
   жилищной сфере муниципальным жилищным предприятиям.
       Договорная цена,  полученная конкурсным путем, должна являться
   ориентиром стоимости услуг по содержанию жилищного фонда,  который
   пока обслуживается без конкурсного отбора подрядчиков.
       3.2.8. При  демонополизации   жилищной   сферы   целесообразно
   предусмотреть      проведение      конкурсов     на     выполнение
   специализированных  работ  (обслуживание  лифтового  и   антенного
   хозяйства, электрических печей, вывоз мусора и т. д.).
       В городах  можно  демонополизировать   и   услуги   по   сбору
   жилищно-коммунальных  платежей   населения,   выбрав  организации,
   готовые выполнять эту услугу за минимальные  средства,  в  удобное
   время, при  благоприятных   для   населения  условиях  (отсутствие
   очередей,  помощь в  заполнении  и  подсчете  и  т. п.), при  этом
   определить (зафиксировать) стоимость этой услуги не в процентах от
   общего сбора, а в рублевом исчислении.
       3.2.9. Одним  из  наиболее приемлемых способов демонополизации
   жилищной  отрасли  и  защиты  прав  собственников  жилья  является
   создание   товариществ  собственников  жилья  в  границах  единого
   комплекса недвижимого имущества (кондоминиума).
       Товарищества дают  возможность  собственникам  влиять на форму
   управления общедолевой  недвижимостью,  на  привлечение  того  или
   иного   подрядчика,  а  следовательно,  на  стоимость  и  качество
   предоставляемых услуг,  а также создают  условия  для  привлечения
   дополнительных  источников финансирования на содержание,  ремонт и
   реконструкцию жилищного фонда.
       Активизация собственников   жилых   и   нежилых  помещений  на
   создание товариществ  собственников  жилья  должна  осуществляться
   путем:
       предоставления на первом этапе льготных  условий  регистрации,
   налогообложения, хозяйственной деятельности;
       передачи ТОЖ  установленных  государственных  и  муниципальных
   дотаций   на  эксплуатацию,  текущий  и  капитальный  ремонты,  на
   отдельные виды коммунальных услуг;
       перечисления на   расчетные   счета   товариществ  средств  на
   компенсацию за предоставленные  льготы  по  оплате  ЖКУ  отдельным
   категориям граждан, а также субсидий семьям с низкими доходами.
       3.3. Антимонопольное  регулирование  и  создание  конкурентной
   среды в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения.
       3.3.1. По общности признаков:
       сложная инженерная  инфраструктура,  привязанная  к конкретной
   территории;
       неразрывность или    строгая    последовательность   процессов
   производства, передачи и потребления;
       невозможность для  потребителя  отказаться от получения данных
   видов услуг на сколько-нибудь длительный  срок  или  невозможность
   компенсации  недопроизводства  услуг  в  один период за счет более
   интенсивного их производства в другой,  - услуги тепло-, электро-,
   водоснабжения  и  водоотведения относятся к естественным локальным
   монополиям на конкретной территории.
       3.3.2. Особенности   ценообразования  на  услуги  естественных
   локальных монополий характеризуются  как  внешними  (фондоемкость,
   высокая изношенность, неплатежи, зависимость от других предприятий
   -  монополистов),  так   и   внутренними   факторами   (отсутствие
   эффективной системы учета,  плохая работа по взысканию дебиторской
   задолженности, высокие потери ресурсов и т. д.).
       Эти факторы  прямо  или  косвенно увеличивают тарифы и цены на
   услуги предприятий естественной монополии.
       Проблему снижения  тарифов необходимо решать методами контроля
   и регулирования стоимости услуг предприятий-монополистов  органами
   государственной   власти  Приморского  края  и  органами  местного
   самоуправления, для чего необходимо принять Закон Приморского края
   о регулировании естественных монополий на локальных рынках края.
       Важной мерой   антимонопольного   регулирования   деятельности
   естественных  локальных  монополий  по  тепло-  и  водообеспечению
   должны  стать  регулярные  ежегодные  аудиторские  проверки   этих
   предприятий, инициируемые органами местного самоуправления.
       3.3.3. Несмотря  на  ограниченные  возможности,   формирование
   конкурентной  среды в сфере естественных локальных монополий может
   идти по следующим направлениям:
       отбор подрядчиков для проведения сезонных ремонтных работ,
       закупка топлива и материалов,
       управление системами городского водоснабжения,  водоотведения,
   теплоснабжения.
       Размещение подобных  заказов  может и должно осуществляться на
   конкурсной  основе,  а  порядок  осуществления   работ   и   услуг
   регламентируется договорами.
       Если основные  фонды  систем   водоснабжения,   водоотведения,
   теплоснабжения находятся в муниципальной собственности,  то органы
   местного самоуправления заключают с управляющей фирмой договор  на
   доверительное управление,  в котором формулируют целевые установки
   деятельности  фирмы  на  время  действия  договора.  Компания   по
   управлению  сетями  принимает  на  себя обязательства по повышению
   качества предоставляемых услуг,  которые выражаются  либо  в  виде
   натуральных  показателей,  либо  в виде индикаторов.  Неотъемлемой
   частью договора на доверительное управление  является  определение
   тарифной  политики органами местного самоуправления по отношению к
   данной  коммунальной  услуге  с   учетом   значений   индикаторов,
   отражающих стандарты качества услуги.
       3.3.4. При демонополизации теплоснабжающих предприятий следует
   учитывать основные направления реформы собственности.
       В больших  городах,  отапливаемых  от  теплоцентралей,  единая
   инфраструктура находится, как правило, в руках двух собственников:
       теплоисточники и  магистральные  сети - у акционерных обществ,
   контрольный  пакет  акций  которых  находится  в   государственной
   собственности;
       разводящие сети,  а также большинство коммунальных котельных -
   в  муниципальной  собственности,  и  обслуживаются  муниципальными
   предприятиями.
       В небольших городах и поселках возможны две ситуации:
       1) теплоисточники  находятся  в  собственности как акционерных
   обществ и других предприятий (ведомственные котельные),  так  и  в
   муниципальной  собственности,  разводящие  сети  - в муниципальной
   собственности;
       2) и  теплоисточники,  и  разводящие  сети  -  в муниципальной
   собственности.
       3.3.5. В    целях   организации   оптимального   регулирования
   теплоснабжения можно использовать следующие решения:
       для больших  городов с протяженностью сетей более 200 км можно
   создать  несколько  муниципальных  предприятий   по   обслуживанию
   разводящих сетей,  поскольку цикл поставки услуги не меняется,  но
   возникает возможность конкуренции на обслуживание сетей и поставку
   услуг, в том числе и на конкурсной основе;
       подготовить и принять на уровне края  (после  решения  данного
   вопроса федеральными органами) нормативные документы,  разрешающие
   органам местного самоуправления  принимать  участие  в  управлении
   долями  государства  в  уставных  капиталах  акционерных  обществ,
   обеспечивающих город, поселение коммунальными услугами;
       принять в  муниципальную собственность там,  где это возможно,
   ведомственные котельные и сети,  чтобы реально влиять на стоимость
   предоставляемых услуг;
       развивать установку локальных котельных,  роботов -  бойлеров,
   турбоэлектрогенераторов,  заключая  договоры  на  их установку,  а
   затем и на обслуживание на конкурсной основе;
       при любой  форме регулирования взаимоотношений с предприятиями
   - локальными монополистами  обеспечить  установку  приборов  учета
   потребляемых тепла,  воды,  газа как в самих предприятиях, так и у
   потребителей, вплоть до каждой квартиры.
       3.4. Демонополизация   и   развитие   конкурентной   среды   в
   подотраслях  благоустройства   населенных   пунктов,   ритуального
   обслуживания и банно-прачечного хозяйства.
       3.4.1. Специфика этой подотрасли ЖКХ состоит в том, что работы
   по  ремонту  и эксплуатации дорог могут проводиться с привлечением
   организаций на конкурсной основе,  а производство  материалов  для
   дорожного   покрытия,   как   правило,   имеет   монопольный   или
   доминирующий характер в пределах муниципального образования.
       Для демонополизации  и формирования конкурентной среды в сфере
   дорожно-ремонтных работ необходимо создать условия, способствующие
   выходу на рынок новых фирм, осуществляющих данные виды услуг.
       Для привлечения  независимых  производителей   в   эту   сферу
   необходимо   обеспечить   стимулирование  работников  за  качество
   выполненных   работ   через   механизм   формирования   договорных
   отношений.  Важнейшим  критерием  оценки  деятельности фирм должно
   стать увеличение среднего межремонтного срока эксплуатации дорог и
   сооружений относительно сложившегося.
       Такой подход при выявлении победителя конкурса  на  размещение
   муниципального   заказа   позволит   создать  конкурентную  среду,
   благоприятную    для    наиболее    эффективных     производителей
   дорожно-ремонтных работ.
       3.4.2. При проведении демонополизации и создании  конкурентной
   среды  в  сфере  услуг  по санитарной очистке населенных пунктов и
   утилизации отходов можно применять такую же схему:
       привлечение множества  хозяйствующих  субъектов (на конкурсной
   основе) на сбор и транспортировку отходов;
       строгий контроль за предприятием, как правило монополистом, по
   утилизации отходов.
       3.4.3. Развитие   конкуренции  в  сфере  услуг  по  озеленению
   городов и населенных пунктов предполагает  разделение  юридических
   лиц,  занимающихся  выращиванием  зеленых  насаждений  (питомники,
   тепличное хозяйство),  как структур  потенциально  монопольных,  и
   юридических   лиц,   занимающихся  непосредственно  озеленением  и
   благоустройством, как конкурентных структур.
       3.4.4. Ритуальные  услуги  могут предоставляться организациями
   различных форм собственности. Органы государственной власти края и
   органы  местного самоуправления только должны осуществлять строгий
   контроль за деятельностью этих организаций путем лицензирования  и
   на основании заключенных договоров.
       3.4.5.   Отрасли   банного,    прачечного    и    гостиничного
   обслуживания, как правило, уже демонополизированы.
       Органы государственной власти осуществляют  сертификацию  этих
   услуг.   Органам   местного  самоуправления  необходимо  проводить
   ценовой аудит, контролировать качество услуг. По банному хозяйству
   необходимо заключать договоры на обслуживание населения.

               4. Специфика создания конкурентной среды и
            демонополизации жилищно-коммунального хозяйства
              в малых муниципальных образованиях, сельской
                 местности и закрытых административно -
                      территориальных образованиях

       4.1. В малых городах  и  муниципальных  образованиях,  включая
   сельские населенные пункты,  подходы к проблемам демонополизации и
   развития конкуренции несколько  иные,  чем  в  крупных  населенных
   пунктах.
       Специфика предоставления жилищно-коммунальных услуг в сельской
   местности  характеризуется  высокой долей частного индивидуального
   жилья,  относительно низким уровнем  обеспеченности  коммунальными
   услугами  и  небольшой  производственной мощностью их поставщиков,
   большими  расстояниями  и  низкой  плотностью  потребителей,   что
   повышает удельную стоимость ЖКУ.
       Главным критерием    в     выборе     структуры     управления
   жилищно-коммунальным     хозяйством     является     экономическая
   целесообразность и минимизация стоимости услуг.
       4.2. Разделение  функций собственника муниципального жилищного
   фонда и функций управления и обслуживания необходимо проводить вне
   зависимости от масштаба муниципального образования. Не обязательно
   создавать  отдельную  управляющую  организацию,  можно  объединить
   функции управления и обслуживания жилищного фонда и передать их на
   исполнение по договору организации любой формы собственности, даже
   частной.
       4.3. В  сельской  местности   в   составе   органов   местного
   самоуправления  можно  создать  службы единого заказчика,  которые
   смогут обеспечить приемку в муниципальную собственность социальной
   инфраструктуры,  организуют ее сохранность и эксплуатацию, а также
   дальнейшее  развитие  (частично  функции  собственника  и  функции
   управления)  и  которые  заключают  договоры  на обслуживание всей
   социальной  и  инженерной  инфраструктуры  села  с  предприятиями,
   организациями, физическими лицами, имеющими:
       опыт работы в этой отрасли (или способными оказывать жилищно -
   коммунальные услуги по своей прежней направленности),
       материально-техническую базу, оборудование,
       лицензии на ЖКУ или их отдельные виды.
       4.4. В закрытых административно-территориальных  образованиях,
   несмотря   на   финансирование   из  федерального  бюджета,  также
   необходимы меры антимонопольного регулирования,  демонополизация и
   развитие конкуренции при предоставлении жилищно-коммунальных услуг
   с  целью  повышения  качества   и   снижения   издержек   при   их
   предоставлении.

               5. Разработка стандартизированной системы
                  качества жилищно-коммунальных услуг

       5.1. Государственная   поддержка   развития   конкуренции    и
   обеспечения  качества жилищно-коммунальных услуг обеспечивается на
   уровне бюджетной трансфертной политики,  которая увязывает  размер
   сумм финансовой помощи (трансфертов),  оказываемой за счет средств
   фонда  финансовой  поддержки  субъектов  Российской  Федерации,  с
   результатами преобразований в жилищно-коммунальной отрасли каждого
   региона.
       Администрация края  как  орган  исполнительной власти субъекта
   Российской Федерации в рамках  настоящей  Программы  разрабатывает
   аналогичные  подходы  к  определению  размеров  финансовой  помощи
   (дотаций),  оказываемой  муниципальным  образованиям  из  краевого
   бюджета   на   нужды   жилищно-коммунального  хозяйства  с  учетом
   региональных   стандартов   стоимости   предоставления   жилищно -
   коммунальных  услуг  и  их  стоимости  в  конкретном муниципальном
   образовании.
       5.2. Наличие   предприятий   различных   форм   собственности,
   предоставляющих    жилищно-коммунальные    услуги,    предполагает
   государственное    регулирование    в    вопросах   содержания   и
   использования   жилищного   фонда   и   предоставления   жилищно -
   коммунальных услуг.
       Государственное регулирование    и    обеспечение     развития
   конкуренции  основывается  на  соблюдении  обязательных  для  всех
   собственников   разрабатываемых    региональных    государственных
   стандартов качества предоставляемых услуг.
       По мере развития конкуренции в  сфере  обслуживания  жилищного
   фонда  и  объектов  коммунального  назначения  эти стандарты могут
   меняться.  Оценкой   степени   развития   конкуренции   становится
   стоимость  выполнения  работ  подрядчиками  при  обеспечении всеми
   одинакового уровня качества или  более  высокого  уровня  качества
   услуг по сравнению с принятыми стандартами качества.
       5.3. Государственный   контроль   и   регулирование   качества
   жилищно-коммунального обслуживания осуществляются  Государственной
   жилищной инспекцией по Приморскому краю,  лицензирующими органами,
   государственными надзорными организациями.
       5.4. Формами   государственного   регулирования   и   контроля
   качества  предоставляемых  жилищно-коммунальных услуг,  особенно в
   условиях демонополизации и развития конкурентной  среды,  является
   лицензирование   деятельности   предприятий   и   физических  лиц,
   занимающихся  предпринимательской  деятельностью  без  образования
   юридического   лица,   сертификация  работ  (услуг)  и  подготовка
   руководящих работников и специалистов отрасли.
       Использование данных  форм  регулирования  не должно создавать
   непреодолимых барьеров для вхождения во  вновь  формируемый  рынок
   новых организаций.
       5.5. Внедрение       системы      стандартизации      качества
   жилищно-коммунальных    услуг    будет    осуществляться     через
   аккредитованные  Министерством  Российской  Федерации по земельной
   политике,  строительству и жилищно-коммунальному хозяйству  органы
   по   сертификации   жилищно-коммунальных   услуг   на  местах  при
   взаимодействии   с   обществами   защиты   прав   потребителей   и
   территориальными    органами    по    антимонопольной    политике.
   Первоочередной задачей является сертификация питьевой воды.

          6. Организационное обеспечение реализации Программы

       6.1. Для  реализации  Программы  необходимо,  чтобы  на каждом
   уровне управления были созданы путем реорганизации соответствующие
   структуры, заинтересованные в ее проведении.
       В администрации  края  координацией  мероприятий по реализации
   настоящей   Программы   занимается   департамент    по   жилищно -
   коммунальному  хозяйству  и топливным ресурсам во взаимодействии с
   департаментом по топливно-энергетическому комплексу,  комитетом по
   архитектуре и капитальному строительству.
       Работа проводится  совместно  с  территориальным   управлением
   Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации по
   Приморскому   краю   на   основании   соглашения   о    совместной
   деятельности.
       В структурах  органов  местного  самоуправления  рекомендуется
   определить подразделение, отвечающее за
       тарифную политику в сфере жилищно-коммунальных услуг;
       реализацию системы договорных отношений в жилищно-коммунальном
   хозяйстве муниципального образования;
       формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилищного
   фонда;
       контроль деятельности   предприятий   естественных   локальных
   монополий по предоставлению коммунальных услуг;
       формирование политики ресурсосбережения;
       формирование нормативной  базы  и  административной  поддержки
   создания товариществ собственников жилья.
       6.2. При   разработке   программ    реформирования   жилищно -
   коммунального  хозяйства  конкретного  муниципального  образования
   необходимо    обязательно     предусмотреть     мероприятия     по
   демонополизации  и развитию конкуренции в подотраслях ЖКХ,  приняв
   при необходимости соответствующие нормативные акты.
       6.3. Организационные  мероприятия  по  демонополизации в то же
   время   должны   давать   возможность   сохранения    в    системе
   жилищно-коммунального  хозяйства  муниципальных  (государственных)
   предприятий,  если в этом есть необходимость,  но  при  дальнейшем
   развитии  конкуренции их надо поставить в равные условия с другими
   участниками рынка соответствующих услуг.

           7. Информационное обеспечение реализации Программы

       7.1. Задачи  информационного  обеспечения  демонополизации   и
   развития   конкуренции   на   рынке   жилищно-коммунальных   услуг
   предусматривают следующие направления деятельности:
       разъяснение и   пропаганда   среди  населения  организационных
   мероприятий и мер по демонополизации;
       разъяснительная работа    с   целью   привлечения   на   рынок
   жилищно-коммунальных  услуг   организаций,   оказывающих    услуги
   населению;
       формирование статистической отчетности  развития  конкурентной
   среды и малого предпринимательства.
       7.2. Информационное   обеспечение   процесса   демонополизации
   должно сформировать  правильное  понимание  населением  проводимых
   преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
       Информирование общественности включает:
       ответы на вопросы;
       выступления перед   общественными   организациями  и  группами
   населения;
       отслеживание и      пропаганда      положительных     примеров
   демонополизации и анализ практики отрицательных примеров;
       регулярное информирование   населения  через  службы  новостей
   средств массовой информации и т. д.



                                                           Утверждено
                                                       постановлением
                                                     губернатора края
                                                    от 03.11.98 N 526

                            ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
                 ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ
            ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
              ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
                          НА 1998 - 2000 ГОДЫ

   ------T---------------------------------T---------T--------------¬
   ¦  N  ¦     Наименование мероприятий    ¦ Срок    ¦Ответственный ¦
   ¦ п/п ¦                                 ¦         ¦исполнитель   ¦
   +-----+---------------------------------+---------+--------------+
   ¦  1  ¦              2                  ¦   3     ¦      4       ¦
   +-----+---------------------------------+---------+--------------+
   ¦1. Завершение разграничения функций    ¦первое   ¦главы         ¦
   ¦между собственником жилищного фонда,   ¦полугодие¦муниципальных ¦
   ¦управляющей (щими) организацией        ¦1999 г.  ¦образований   ¦
   ¦(службами заказчика) и организациями,  ¦         ¦края          ¦
   ¦предоставляющими жилищно-коммунальные  ¦         ¦              ¦
   ¦услуги в муниципальном жилищном фонде  ¦         ¦              ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦2. Дальнейшее развитие договорных      ¦1998 -   ¦    - " -     ¦
   ¦взаимоотношений между собственником и  ¦1999 годы¦              ¦
   ¦управляющей организацией (заказчиком), ¦         ¦              ¦
   ¦между заказчиком и потребителями,      ¦         ¦              ¦
   ¦заказчиком и производителями жилищно - ¦         ¦              ¦
   ¦коммунальных услуг                     ¦         ¦              ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦3. Привлечение в жилищно-коммунальное  ¦1998 -   ¦    - " -     ¦
   ¦хозяйство предприятий различных форм   ¦2000 годы¦              ¦
   ¦собственности, в т. ч. из сферы малого ¦         ¦              ¦
   ¦предпринимательства, путем конкурсного ¦         ¦              ¦
   ¦отбора                                 ¦         ¦              ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦4. Содействие созданию товариществ     ¦1998 -   ¦    - " -     ¦
   ¦собственников жилья как одного из      ¦2000 годы¦              ¦
   ¦наиболее приемлемых способов           ¦         ¦              ¦
   ¦демонополизации в управлении и         ¦         ¦              ¦
   ¦обслуживании жилищного фонда           ¦         ¦              ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦5. Подготовка перечня услуг,           ¦1999 г.  ¦комитет по    ¦
   ¦составляющих необходимый минимум, а    ¦         ¦жилищно-ком.  ¦
   ¦также определение групп потребителей,  ¦         ¦хозяйству     ¦
   ¦подлежащих обязательному обслуживанию, ¦         ¦департамента  ¦
   ¦утверждение их на законодательном      ¦         ¦по жилищно -  ¦
   ¦уровне Приморского края                ¦         ¦ком. хозяйству¦
   ¦                                       ¦         ¦и топливным   ¦
   ¦                                       ¦         ¦ресурсам адм. ¦
   ¦                                       ¦         ¦края, главы   ¦
   ¦                                       ¦         ¦муниципальных ¦
   ¦                                       ¦         ¦образ. края   ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦6. Формирование реестра естественных   ¦1999 г.  ¦Приморское    ¦
   ¦локальных монополий в сфере            ¦         ¦территориальн.¦
   ¦жилищно-коммунального хозяйства        ¦         ¦управление    ¦
   ¦                                       ¦         ¦Гос. антимон. ¦
   ¦                                       ¦         ¦комитета РФ   ¦
   ¦                                       ¦         ¦(далее - ТУ   ¦
   ¦                                       ¦         ¦ГАК России),  ¦
   ¦                                       ¦         ¦департамент   ¦
   ¦                                       ¦         ¦по жилищно -  ¦
   ¦                                       ¦         ¦ком. хозяйству¦
   ¦                                       ¦         ¦и топливным   ¦
   ¦                                       ¦         ¦ресурсам адм. ¦
   ¦                                       ¦         ¦края, главы   ¦
   ¦                                       ¦         ¦муниципальных ¦
   ¦                                       ¦         ¦образ. края   ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦7. Разработка и принятие Закона        ¦1998 г.  ¦ТУ ГАК России,¦
   ¦Приморского края "О регулировании      ¦         ¦департамент   ¦
   ¦естественных монополий на локальных    ¦         ¦по жилищно -  ¦
   ¦рынках Приморского края"               ¦         ¦ком. хозяйству¦
   ¦                                       ¦         ¦и топливным   ¦
   ¦                                       ¦         ¦ресурсам адм. ¦
   ¦                                       ¦         ¦края          ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦8. Демонополизация в энергоснабжении:  ¦1998-    ¦комитет по    ¦
   ¦установка мини - котельных, роботов -  ¦2000 годы¦жилищно-ком.  ¦
   ¦бойлеров, дизель - генераторов и т. д. ¦         ¦хозяйству     ¦
   ¦                                       ¦         ¦департамента  ¦
   ¦                                       ¦         ¦по жилищно -  ¦
   ¦                                       ¦         ¦ком. хозяйству¦
   ¦                                       ¦         ¦и топливным   ¦
   ¦                                       ¦         ¦ресурсам адм. ¦
   ¦                                       ¦         ¦края, главы   ¦
   ¦                                       ¦         ¦муниципальных ¦
   ¦                                       ¦         ¦образ. края   ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦9. Внедрение конкурсного отбора        ¦1999-    ¦главы         ¦
   ¦предприятий по эксплуатации котельных, ¦2000 годы¦муниципальных ¦
   ¦разводящих трубопроводов теплоснабжен.,¦         ¦образований   ¦
   ¦водопровода и канализации              ¦         ¦края          ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦10. Внедрение конкурсного отбора       ¦1998-    ¦    - " -     ¦
   ¦предприятий по строительству,          ¦2000 годы¦              ¦
   ¦реконструкции (инвестиции) и           ¦         ¦              ¦
   ¦капитальному ремонту инженерных сетей  ¦         ¦              ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦11. Закупка всех видов топлива и       ¦ - " -   ¦департамент   ¦
   ¦строительных материалов для предприятий¦         ¦по жилищно -  ¦
   ¦ЖКХ - локальных монополистов - только  ¦         ¦ком. хозяйству¦
   ¦на конкурсной основе                   ¦         ¦и топливным   ¦
   ¦                                       ¦         ¦ресурсам адм. ¦
   ¦                                       ¦         ¦края, главы   ¦
   ¦                                       ¦         ¦муниципальных ¦
   ¦                                       ¦         ¦образ. края   ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦12. Внедрение конкурсного отбора       ¦ - " -   ¦главы         ¦
   ¦предприятий по обслуживанию и ремонту  ¦         ¦муниципальных ¦
   ¦дорог и мостов                         ¦         ¦образ. края   ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦13. Внедрение конкурсного отбора       ¦ - " -   ¦   - " -      ¦
   ¦предприятий  по благоустройству,       ¦         ¦              ¦
   ¦озеленению городов и поселков, по      ¦         ¦              ¦
   ¦ритуальному обслуживанию населения     ¦         ¦              ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦14. Разработка нормативного и          ¦1999 г.  ¦департамент по¦
   ¦методологического обеспечения для      ¦         ¦ТЭК адм. края,¦
   ¦упорядочения ценовой политики в        ¦         ¦департамент   ¦
   ¦отношении естественных монополий на    ¦         ¦по жилищно -  ¦
   ¦оптовом рынке тепловой и электрической ¦         ¦ком. хозяйству¦
   ¦энергии и на локальных товарных рынках,¦         ¦и топливным   ¦
   ¦влияющих на формирование тарифов в     ¦         ¦ресурсам адм. ¦
   ¦жилищно-коммунальном хозяйстве         ¦         ¦края          ¦
   ¦                                       ¦         ¦              ¦
   ¦15. Обеспечение предприятий отрасли    ¦постоянно¦комитет по    ¦
   ¦организационно-правовыми и нормативно -¦         ¦жилищному и   ¦
   ¦методическими материалами по           ¦         ¦коммунальному ¦
   ¦антимонопольному регулированию,        ¦         ¦хозяйству     ¦
   ¦демонополизации и развитию конкуренции ¦         ¦департамента  ¦
   ¦на рынке жилищно-коммунальных услуг,   ¦         ¦по жилищно -  ¦
   ¦информацией о конъюнктуре на           ¦         ¦ком. хозяйству¦
   ¦региональных и местных рынках данных   ¦         ¦и топливным   ¦
   ¦услуг, итогах конкурсов и аукционов,   ¦         ¦ресурсам адм. ¦
   ¦рекламных объявлениях и другой         ¦         ¦края          ¦
   ¦информацией                            ¦         ¦              ¦
   L---------------------------------------+---------+---------------

                                 Председатель комитета по жилищному и
                                 коммунальному хозяйству департамента
                                 по жилищно-коммунальному хозяйству и
                                топливным ресурсам администрации края
                                                           В.КАПРАНОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz