Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Приморского края

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ ОТ 04.06.2004 О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННОЙ УСТАНОВЛЕННОЙ ДОГОВОРОМ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ НЕУСТОЙКИ

(по состоянию на 15 августа 2006 года)

<<< Назад


             УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
                          ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                          от 4 июня 2004 года
   
       Комиссия  Управления  Федеральной  антимонопольной  службы   по
   Приморскому  краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
   законодательства в составе:
       председателя Комиссии - Трякина В.В. - заместителя руководителя
   территориального  управления, членов  Комиссии:  Кромского  С.В.  -
   начальника отдела анализа рынков, развития конкуренции и  поддержки
   предпринимательства, Дегтярева С.А. - главного  специалиста  отдела
   по   контролю  за  соблюдением  антимонопольного  законодательства,
   Абросимова  Д.Е. - специалиста 1 категории отдела  по  контролю  за
   соблюдением  антимонопольного законодательства, рассмотрев  дело  N
   12,   возбужденное  по  признакам  нарушения  открытым  акционерным
   обществом  "Дальэнерго"  (ул.  Тигровая,  д.  19,  г.  Владивосток,
   690600),   пункта  1  статьи  5  Закона  РСФСР  "О  конкуренции   и
   ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
   
                              УСТАНОВИЛА:
   
       В   Приморское  территориальное  управление  МАП   России   (во
   исполнение п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004  г.
   N  189  "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" с 1 июня  2004
   г.   Приморское  территориальное  управление  Министерства  РФ   по
   антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  передано
   Федеральной  антимонопольной службе) 11.05.04  поступило  заявление
   адвокатского  бюро  "36  часов",  представляющего  интересы   ПБОЮЛ
   Соловьевой  Л.Н.  (ул.  Воровского,  54А-10,  г.  Владивосток)   по
   доверенности   N  2179  от  25  июля  2003  г.,  на  действия   ОАО
   "Дальэнерго".
       ОАО  "Дальэнерго" является субъектом естественной  монополии  в
   сфере  услуг по передаче электрической и тепловой энергии. Приказом
   Приморского территориального управления МАП России от 4  июня  1996
   года   N  29  ОАО  "Дальэнерго"  включено  в  Реестр  хозяйствующих
   субъектов,  имеющих  на рынке определенного товара  (работ,  услуг)
   долю  более 35%, по рынкам электроэнергии и теплоэнергии.  Согласно
   Устава   основным  видом  деятельности  ОАО  "Дальэнерго"  является
   производство,  передача  и распределение электрической  и  тепловой
   энергии.   Доминирующее   положение  ОАО  "Дальэнерго"   на   рынке
   электроэнергии  с долей более 65% по отпуску электрической  энергии
   в  Приморском  крае установлено заключением отдела анализа  рынков,
   развития  конкуренции  и поддержки предпринимательства  Приморского
   УФАС России от 03.06.2004.
       15.05.2003  между ПБОЮЛ Соловьевой Л.Н. и ОАО "Дальэнерго"  был
   заключен  договор  энергоснабжения N  8147.  Пунктом  8.2  договора
   установлено,  что: "За превышение потребления электроэнергии  сверх
   указанной  в  договоре (Приложение 1) величины  Абонент  уплачивает
   Энергоснабжающей организации повышенную плату в размере  10-кратной
   стоимости   потребленной  сверхдоговорной  величины   электрической
   энергии   по  тарифам,  установленным  Региональной  энергетической
   комиссией.".  При  этом  в соответствии с  п.  2.2.1  договора  ОАО
   "Дальэнерго" имеет право прекращать отпуск электрической энергии  в
   случае     расхода    электроэнергии    сверхдоговорной    величины
   электропотребления.
       ОАО  "Дальэнерго" считает, что, поскольку договор заключен  без
   протокола разногласий, т.е. добровольно, и абонент не обращался  за
   изменением  договорных величин энергопотребления, то при превышении
   абонентом  потребления  электроэнергии  наступает  ответственность,
   предусмотренная  п. 8.2 договора в виде неустойки.  По  объяснению,
   данному  ОАО  "Дальэнерго", указанный пункт включен  в  договор  на
   основании Постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988  N  929
   "Об  упорядочении  системы  экономических (имущественных)  санкций,
   применяемых   к  предприятиям,  объединениям  и  организациям"   (с
   изменениями  от  31 августа 1990 г., 14 августа 1993  г.),  которое
   предусматривает  ответственность  за  сверхнормативное  потребление
   электроэнергии   при  нерациональном  использовании  энергетических
   ресурсов.    При    этом    под    нерациональным    использованием
   энергоресурсов,   по  заявлению  представителя  ОАО   "Дальэнерго",
   понимается  всякое превышение договорных величин энергопотребления,
   не согласованное с энергоснабжающей организацией.
       Вместе  с  тем,  пунктом 2 статьи 541 Гражданского  кодекса  РФ
   предусмотрено  право  абонента изменять количество  принимаемой  им
   энергии,   определенное  договором,  при  условии   возмещения   им
   расходов,  понесенных  энергоснабжающей  организацией  в  связи   с
   обеспечением   подачи   энергии  не   в   обусловленном   договором
   количестве.
       Поскольку  в  договоре энергоснабжения N 8147 от  15.05.03  нет
   ограничения  права  абонента  изменять  количество  принимаемой  им
   энергии,  то  данное положение Гражданского кодекса РФ действует  в
   полном  объеме. Исходя из этой нормы законодательства,  абонент,  в
   определенных    случаях,    должен   оплачивать    энергоснабжающей
   организации  именно расходы. Каких-либо штрафных  санкций,  в  виде
   пени  или  неустойки, за изменение абонентом количества принимаемой
   им энергии Гражданским кодексом РФ не предусмотрено.
       Кроме   того,   ОАО  "Дальэнерго",  утверждая,  что   взыскание
   десятикратной      стоимости     сверхнормативного      потребления
   электроэнергии   является   штрафной   санкцией    -    неустойкой,
   одновременно в счетах-фактурах, выставляемых ПБОЮЛ Соловьевой  Л.Н.
   на   оплату   за   превышение  договорного  объема  электроэнергии,
   указывает  сумму  налога на добавленную стоимость.  Вместе  с  тем,
   исходя  из  положений  статьи  146 Налогового  кодекса  РФ,  доходы
   налогоплательщика,  полученные  в  результате  взыскания   штрафных
   санкций,  не  являются  объектом обложения  налога  на  добавленную
   стоимость.  Таким образом, суммы, выставленные ОАО  "Дальэнерго"  в
   счетах-фактурах   на   оплату  за  превышение  договорного   объема
   электроэнергии, не могут являться неустойкой.
       Согласно статье 400 Гражданского кодекса РФ по отдельным  видам
   обязательств  и  по обязательствам, связанным с определенным  родом
   деятельности,  законом  может  быть  ограничено  право  на   полное
   возмещение убытков.
       Статьей    547    Гражданского   кодекса    РФ    предусмотрена
   ответственность  по  договору энергоснабжения в  случае  причинения
   реального   ущерба.  Таким  образом,  для  урегулирования   вопроса
   сверхлимитного  потребления  электроэнергии  частью  2  статьи  547
   Гражданского   кодекса   РФ   предусмотрена   обязанность   стороны
   возместить  причиненный  в  результате  сверхлимитного  потребления
   реальный  ущерб  в порядке пункта 2 статьи 15 Гражданского  кодекса
   РФ.
       При    таких    обстоятельствах,   по   мнению   теруправления,
   установленная  ОАО  "Дальэнерго"  в  п.  8.2  договора  N  8147  от
   15.05.03   десятикратная   оплата  стоимости   потребленной   сверх
   установленного  договором  количества  электроэнергии  противоречит
   положениям  статей 541 и 547 Гражданского кодекса РФ и не  подлежит
   применению.
       Доводы ОАО "Дальэнерго" в пользу действительности Постановления
   Совета  Министров СССР от 30.07.1988 N 929 "Об упорядочении системы
   экономических  (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям,
   объединениям   и   организациям"   (далее   -   Постановление)   не
   принимаются в силу следующих обстоятельств.
       Согласно  пункту  3 статьи 539 Гражданского кодекса  Российской
   Федерации   к   отношениям   по   договору   энергоснабжения,    не
   урегулированным  Гражданским кодексом, применяются  законы  и  иные
   правовые акты об энергоснабжении. В соответствии с частью 6  статьи
   3  Гражданского кодекса Российской Федерации иными правовыми актами
   являются  указы  Президента  Российской Федерации  и  постановления
   Правительства   Российской  Федерации.   Гражданским   кодексом   в
   перечень  иных  правовых  актов  не включены  постановления  Совета
   Министров СССР.
       Согласно  абзацу  2  пункта  4 Федерального  закона  Российской
   Федерации "О введении в действие части первой Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации"  от  30.11.1994  N  52-ФЗ  нормативные  акты
   Правительства  СССР, изданные до введения в действие  первой  части
   Кодекса,  по  вопросам, которые согласно ГК РФ могут регулироваться
   только  федеральными  законами,  действуют  впредь  до  введения  в
   действие соответствующих законов. Статьей 4 Федерального закона  РФ
   "О   введении   в   действие  части  второй  Гражданского   кодекса
   Российской  Федерации"  от  26.01.1996  N  15-ФЗ  установлено,  что
   изданные  до введения в действие части второй Кодекса и применяемые
   на  территории  РФ  постановления Правительства СССР  по  вопросам,
   которые  согласно части второй Кодекса могут регулироваться  только
   федеральными  законами,  действуют впредь до  введения  в  действие
   соответствующих законов.
       Гражданский  кодекс  РФ  (части первая и  вторая)  не  содержит
   указания   на   то,  что  ответственность  устанавливается   только
   федеральным законом.
       Пункт 10 Постановления Совета Министров СССР N 929, как следует
   из    его   текста,   предусматривает   повышение   ответственности
   потребителей  электрической  энергии за рациональное  использование
   энергии   в   виде  уплаты  потребителями  десятикратной  стоимости
   электроэнергии, потребленной сверх количества, предусмотренного  на
   соответствующий    период    договором.   Определенная    договором
   энергоснабжения  N  2005  оплата  потребителем  энергии  10-кратной
   стоимости  электрической  энергии, потребленной  сверх  количества.
   предусмотренного  на  соответствующий период  договором,  является,
   исходя  из  текста  пункта  Постановления  и  раздела  договора,  в
   который   включен   спорный   пункт,  повышенной   ответственностью
   потребителей электрической энергии. Установление повышенной  -  10-
   кратной    ответственности    в   договоре    энергоснабжения    не
   соответствует действующему законодательству в силу следующего.
       Постановление  Совета  Министров СССР  N  929  в  силу  прямого
   указания  закона  (ст.  3 ГК РФ) не является иным  правовым  актом,
   ссылка  на  который  содержится  в  ст.  422  Гражданского  кодекса
   Российской Федерации.
       Кроме  того,  в  силу статьи 133 Конституции  СССР  1977  года,
   постановления  и  распоряжения издаются Советом Министров  СССР  на
   основе  и  во  исполнение  законов СССР,  иных  решений  Верховного
   Совета  СССР  и  его  Президиума,  однако  указанное  Постановление
   Совета  Министров СССР не содержит ссылки на законы и иные правовые
   акты СССР.
       Таким образом, применение Постановления Совета Министров СССР N
   929  в данном случае не соответствует требованиям Конституции  СССР
   1977  года, пунктам 4 Федеральных законов от 30.11.1994 N  52-ФЗ  и
   от 26.01.1996 N 15-ФЗ.
       Помимо вышеизложенного, необходимо указать, что пунктом  2  ст.
   421  Гражданского кодекса РФ для сторон устанавливается  свобода  в
   выборе  заключаемых  договоров. При этом  стороны  могут  заключить
   договор,  как предусмотренный законом или иным правовым актом,  так
   и  не предусмотренный ими. Важно лишь, чтобы в соответствии со  ст.
   8  Гражданского  кодекса  РФ заключаемый  договор  не  противоречил
   закону.  Понуждение  к  заключению  договора  не  допускается,   за
   исключением   случаев,   когда   обязанность   заключить    договор
   предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно  принятым
   обязательством.
       Кроме    того,   дополнительно   указанная   свобода   договора
   ограничивается  законом  для  субъектов  естественных  монополий  и
   хозяйствующих  субъектов,  которые  в  соответствии  с  действующим
   законодательством  признаны занимающими доминирующее  положение  на
   рынке определенного товара.
       ОАО  "Дальэнерго" является субъектом естественной  монополии  в
   сфере  услуг  по  передаче  электрической  и  тепловой  энергии   и
   занимает    доминирующее    положение   на    региональном    рынке
   электроэнергии и теплоэнергии.
       Пунктом  3  статьи  8  Закона  РФ "О  естественных  монополиях"
   установлено,   что   субъекты   естественных   монополий    обязаны
   предоставлять   доступ  на  товарные  рынки  и  (или)   производить
   (реализовывать)  товары и услуги, в отношении  которых  применяется
   регулирование  в соответствии с настоящим Федеральным  законом,  на
   недискриминационных условиях согласно требованиям  антимонопольного
   законодательства.
       Пунктом  1  статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и  ограничении
   монополистической  деятельности на товарных  рынках"  хозяйствующим
   субъектам,    занимающим   доминирующее    положение    на    рынке
   определенного  товара  запрещено совершать действия  (бездействие),
   которые  имеют  или  могут  иметь  своим  результатом  недопущение,
   ограничение,  устранение  конкуренции и (или)  ущемление  интересов
   других   хозяйствующих  субъектов,  в  том  числе  такие   действия
   (бездействие),  как  навязывание контрагенту условий  договора,  не
   выгодных для него или не относящихся к предмету договора. При  этом
   указанные  действия (бездействие) могут иметь место,  как  при  уже
   заключенном договоре так и на преддоговорной стадии.
       Кроме  того, нормой пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса  РФ
   не  допускается  злоупотребление  организацией  своим  доминирующим
   положением на рынке.
       Из   изложенного  следует,  что  ОАО  "Дальэнерго"  не   вправе
   навязывать  условия  договора,  кроме  тех,  которые  предусмотрены
   императивными  нормами  законодательства.  При  этом,   условие   о
   неустойке  за  потребление  энергии  сверх  лимитов,  установленных
   договором   энергоснабжения,   исходя   из   положений   главы   25
   "Ответственность   за  нарушение  обязательств"   и   параграфа   6
   "Энергоснабжение"  главы 30 Гражданского кодекса  РФ,  не  является
   императивным для сторон по договору.
       По сообщению заявителя, пункт 8.2 договора существенно ущемляет
   его  интересы и является невыгодным для него, так как  в  нарушение
   положения  п.  2 ст. 541 ГК РФ вынуждает расходовать электроэнергию
   только   в   пределах,  предусмотренных  договором,  а   в   случае
   перерасхода   электроэнергии  -  оплачивать  штрафные   санкции   с
   начислением  на  них  налога  на  добавленную  стоимость,  что   не
   предусмотрено действующим законодательством.
       Помимо  этого, заявитель указывает на то, что ОАО  "Дальэнерго"
   заключило  с  ПБОЮЛ  Соловьевой Л.Н. Соглашение  N  603-136-710  от
   09.04.2004  о  реструктуризации задолженности, где  абонент  (ПБОЮЛ
   Соловьева Л.Н.) обязуется погасить задолженность, образовавшуюся  в
   результате  превышения потребления электроэнергии сверх  договорных
   объемов.   Т.е.   в  данном  случае  ОАО  "Дальэнерго"   фактически
   применило  положение названное пункта 8.2 договора. Вместе  с  тем,
   поскольку   соглашение  несет  материальный  характер,   требования
   заявителя  о снятии с него денежных обязательств по вышеупомянутому
   соглашению  и  находятся  вне компетенции антимонопольного  органа,
   они могут быть предъявлены ОАО "Дальэнерго" в судебном порядке.
       Таким  образом, действия ОАО "Дальэнерго" по навязыванию  ПБОЮЛ
   Соловьевой    Л.Н.    невыгодных   для   нее    условий    договора
   энергоснабжения    -    оплата   10-кратной   стоимости    энергии,
   потребленной  сверх  величины, установленной в договоре  (п.  8.2),
   являются  нарушением пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О  конкуренции
   и  ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в
   части  навязывания  лицом,  занимающим  доминирующее  положение  на
   определенном  товарном  рынке  - ОАО  "Дальэнерго",  контрагенту  -
   ПБОЮЛ Соловьевой Л.Н., невыгодных для последнего условий договора.
       Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О  конкуренции
   и  ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
   пунктом  2.12 Правил рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного
   законодательства, Комиссия
   
                                РЕШИЛА:
   
       1.  Признать факт нарушения ОАО "Дальэнерго" пункта 1 статьи  5
   Закона   РСФСР   "О  конкуренции  и  ограничении  монополистической
   деятельности   на  товарных  рынках",  выразившийся   в   ущемлении
   интересов  контрагента  - ПБОЮЛ Соловьевой Л.Н.  путем  навязывания
   условия   договора   об   оплате  10-кратной   стоимости   энергии,
   потребленной  сверх  величины, установленной  в  договоре  (п.  8.2
   договора  энергоснабжения  N  8147 от  15.05.03),  невыгодного  для
   контрагента и ущемляющего ее интересы.
       2.   Выдать   ОАО  "Дальэнерго"  обязательное  для   исполнения
   предписание     о     прекращении    нарушения     антимонопольного
   законодательства.
   
                                                Председатель Комиссии:
                                                            В.В.ТРЯКИН
   
                                                       Члены Комиссии:
                                                          С.В.КРОМСКОЙ
                                                          С.А.ДЕГТЯРЕВ
                                                         Д.Е.АБРОСИМОВ
   
   
   
   
   
             УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
                          ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
                                   
                              ПРЕДПИСАНИЕ
       о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
                                   
                        от 4 июня 2004 г. N 12
   
       Комиссия  Управления  Федеральной  антимонопольной  службы   по
   Приморскому  краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
   законодательства в составе: председателя Комиссии - Трякина В.В.  -
   заместителя   руководителя  территориального   управления,   членов
   Комиссии:  Кромского  С.В.  -  начальника  отдела  анализа  рынков,
   развития  конкуренции  и  поддержки предпринимательства,  Дегтярева
   С.А.  -  главного  специалиста отдела по  контролю  за  соблюдением
   антимонопольного законодательства, Абросимова Д.Е. - специалиста  1
   категории   отдела  по  контролю  за  соблюдением  антимонопольного
   законодательства, на основании своего решения от 4 июня  2004  года
   по   делу   N   12  о  нарушении  открытым  акционерным   обществом
   "Дальэнерго",  пункта  1  статьи 5 Закона РСФСР  "О  конкуренции  и
   ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
   
                             ПРЕДПИСЫВАЕТ:
   
       1.  ОАО  "Дальэнерго"  (ул. Тигровая, д.  19,  г.  Владивосток,
   690600)  в срок до 23 июня 2004 года прекратить нарушение пункта  1
   статьи    5    Закона   РСФСР   "О   конкуренции   и    ограничении
   монополистической   деятельности   на   товарных   рынках",   путем
   изменения  условий  договора энергоснабжения  N  8147  от  15.05.03
   заключенного  с ПБОЮЛ Соловьевой Л.Н. (ул. Воровского,  54А-10,  г.
   Владивосток),  исключив  из  договора  пункт  8.2  "За   превышение
   потребления  электроэнергии сверх указанной в договоре  (Приложение
   1)   величины   Абонент  уплачивает  Энергоснабжающей   организации
   повышенную   плату  в  размере  10-кратной  стоимости  потребленной
   сверхдоговорной   величины  электрической   энергии   по   тарифам,
   установленным Региональной энергетической комиссией".
       2.  В срок до 25 июня 2004 года письменно сообщить в Приморское
   территориальное  управление  МАП России  об  исполнении  настоящего
   предписания  с  приложением копий документов,  подтверждающих  факт
   исполнения предписания.
       Контроль  за исполнением настоящего предписания возлагается  на
   специалиста   1   категории  отдела  по  контролю  за   соблюдением
   антимонопольного законодательства Абросимова Д.Е.
       Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд  в  течение
   трех месяцев со дня его вынесения.
       Разъясняем,   что,  согласно  части  2  статьи   19.5   Кодекса
   Российской    Федерации   об   административных    правонарушениях,
   невыполнение    в   установленный   срок   законного    предписания
   территориального    антимонопольного   органа   влечет    наложение
   административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока  до
   пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц  -
   от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
   
                                                Председатель Комиссии:
                                                            В.В.ТРЯКИН
   
                                                       Члены Комиссии:
                                                          С.В.КРОМСКОЙ
                                                          С.А.ДЕГТЯРЕВ
                                                         Д.Е.АБРОСИМОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz