Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Приморского края

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ОТ 22.03.2005 О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В 2004 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2005 ГОД

(по состоянию на 15 августа 2006 года)

<<< Назад


               МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
                           В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                         от 22 марта 2005 года
                                   
         О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
                   В 2004 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2005 ГОД
   
       Рассмотрев  информацию "О состоянии условий и  охраны  труда  в
   Приморском   крае   в   2004  году  и   задачах   на   2005   год",
   межведомственная  комиссия  по  охране  труда  в  Приморском   крае
   рекомендует:
       1.  Информацию "О состоянии условий и охраны труда в Приморском
   крае  в  2004  году  и задачах на 2005 год" принять  к  сведению  и
   поместить на сайте Администрации Приморского края.
       2. Руководителям организаций:
       -  обеспечить функционирование системы управления охраной труда
   в  организациях,  взяв  за основу ГОСТ Р ССБТ 12.0.006.2002  "Общие
   требования  к управлению охраной труда в организации" (с изменением
   N 1), введенный в действие с января 2004 года;
       -   обеспечить  безопасную  организацию  работ,   создать   для
   работников допустимые условия труда;
       -  обеспечить  эффективное  использование  средств,  выделенных
   Фондом    социального   страхования   Российской    Федерации    на
   предупредительные  меры  от несчастных случаев  на  производстве  и
   профессиональных заболеваний на 2005 год;
       -  активизировать работу по проведению аттестации рабочих  мест
   по  условиям  труда  с последующей сертификацией  работ  по  охране
   труда;
       - обеспечить реализацию соглашений по охране труда;
       -  в  разделы  охраны труда коллективных договоров  организаций
   включить  мероприятия  по  улучшению  условий  труда  и  социальной
   защиты женщин;
       -  обеспечить выполнение приказа Министерства здравоохранения и
   социального развития Российской Федерации "Об утверждении  перечней
   вредных  и  (или) опасных производственных факторов  и  работ,  при
   выполнении   которых  проводятся  предварительные  и  периодические
   медицинские  осмотры  (обследования),  и  порядка  проведения  этих
   осмотров (обследований)" от 16.08.2004 N 83;
       -   при  разработке  программ  производственного  лабораторного
   контроля  учитывать  факторы  "Риска"  в  целом  по  предприятию  и
   отдельно по цехам и профессиям.
       3.  Руководителям  структур, оказывающим услуги  по  аттестации
   рабочих  мест по условиям труда обеспечить качественное  проведение
   работ.
       4. Руководителям обучающих организаций:
       -  повысить  качество обучения по охране труда  всех  категорий
   слушателей;
       -  продолжить  работу  по  совершенствованию  форм  обучения  и
   проверки  знаний по охране труда. Обеспечить реализацию  требований
   Порядка   обучения   по   охране  труда   работников   организаций,
   утвержденного   совместным   постановлением   Минтруда   России   и
   Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.
       5. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на
   проведение  государственного контроля и надзора не допускать  ввода
   в  эксплуатацию объектов, не отвечающих требованиям охраны труда  и
   не  имеющих  проектной  документации  с  положительным  заключением
   государственной экспертизы условий труда.
       6. Органам местного самоуправления:
       -  усилить роль органов по труду муниципальных образований края
   для   эффективного   управления   охраной   труда   на   территории
   муниципальных образований;
       -    при   формировании   Уставов   муниципальных   образований
   предусмотреть вопросы социально-трудовых отношений;
       -  организовать смотры-конкурсы на лучшую постановку работы  по
   охране труда среди предприятий различных форм собственности.
       7. Администрации Приморского края:
       -  в  срок  до 01.09.2005 подготовить проект закона Приморского
   края,    предусматривающий   частичную   передачу   государственных
   полномочий   по   управлению  охраной   труда   и   государственной
   экспертизе условий труда органам местного самоуправления;
       -  ускорить  принятие  и  внедрение откорректированной  системы
   управления охраной труда на территории края;
       -    в    2005   году   обеспечить   бюджетное   финансирование
   соответствующих  мероприятий краевой целевой  программы  "Улучшение
   условий и охраны труда в Приморском крае" на 2004 - 2005 годы.
   
                                     Заместитель председателя комиссии
                                                        В.Г.ЗИМБУРСКИЙ
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
   
                              ИНФОРМАЦИЯ
         О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
                   В 2004 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2005 ГОД
   
       В  2004  году  работа органов исполнительной власти Приморского
   края,   органов   местного  самоуправления,   федеральных   органов
   исполнительной     власти,     уполномоченных     на     проведение
   государственного  контроля и надзора, работодателей,  общественного
   актива  по  охране  труда  в  крае была  направлена  на  реализацию
   федерального   законодательства  об  охране  труда,   постановлений
   Правительства   Российской  Федерации,  Закона  Приморского   края,
   Постановлений   Законодательного  Собрания   Приморского   края   и
   Губернатора Приморского края.
       В   2004   году   в  Приморском  крае  зарегистрировано   54883
   организации, в 1539 из них созданы службы охраны труда.
       Для   обеспечения   реализации  функций   по   государственному
   управлению   охраной   труда  в  субъектах  Российской   Федерации,
   предусмотренных   федеральным  законодательством,   государственной
   властью  Приморского края определены органы управления,  к  которым
   отнесены  комитет по труду и демографической политике Администрации
   Приморского  края  и  органы  по труду администраций  муниципальных
   образований.
       Специалистами   органов   управления   края   и   муниципальных
   образований  в 2004 году проведены более 2 тыс. различных  проверок
   по  условиям  и  охране  труда в организациях  края,  в  том  числе
   совместно  с  федеральными органами надзора и  контроля  в  области
   охраны  труда  -  886 (852 - в 2003 г.), по заданию  руководства  -
   619,  по  жалобам  и обращениям работников - 216, по  заключению  и
   выполнению  коллективных договоров и соглашений по охране  труда  -
   350.  В  результате  проверок выявлено  9283  нарушений  требований
   охраны  труда,  руководителям организаций выдано  755  предписаний.
   Проведены 1223 экспертизы (1216 в 2003 году) по условиям труда.
       В 2004 году отмечено:
       снижение  количества экспертиз, проведенных  по  планам  работы
   (347  против  416  в  2003 году) и запросам  судебных  органов  (12
   против 21 в 2003 году);
       увеличение   количества  экспертиз,  проведенных  по   запросам
   органов государственного надзора и контроля (153 против 129 в  2003
   году),  запросам  профсоюзных  органов  и  обращениям  граждан  (15
   против 7 в 2003 году).
       Проведены  экспертизы  на соответствие нормативным  требованиям
   охраны  труда  367  проектов  на  строительство,  реконструкцию   и
   техническое перевооружение (257 - в 2003 г., рост составил  42,8%),
   в   том   числе   специалистами  органов  по  труду   муниципальных
   образований  проведена  экспертиза  211  проектов,  что  в  10  раз
   больше, чем в 2003 году.
       Из   общего   числа  проектной  документации,  поступившей   на
   экспертизу, лишь 3 проекта отвечали нормативным требованиям  охраны
   труда.
       В   связи   с   допущенными  отступлениями  от  государственных
   нормативных  требований  охраны труда и не  устраненными  в  период
   проведения  экспертизы, на доработку возвращены  47  проектов,  или
   12,8%  от  их общего числа, поступивших на экспертизу  (в  2003  г.
   возвращено на доработку 22,6% проектов).
       В  целях  повышения  качества проектной  документации  в  части
   соответствия  ее нормативным требованиям охраны труда комитетом  по
   труду  и демографической политике Администрации Приморского края  в
   2004  г.  на базе ГОУ "Краевой центр подготовки руководящих  кадров
   по   охране  труда"  проведены  два  трехдневных  семинара   с   62
   специалистами проектных организаций.
       Органам  по  труду  муниципальных  образований  края,  центрам,
   участвующим  в  проведении экспертиз, направлен  откорректированный
   список  законодательных  и  нормативных правовых  актов  по  охране
   труда.
       В   помощь   специалистам   органов  по   труду   муниципальных
   образований,  привлекаемым к проведению государственной  экспертизы
   условий  труда  проектной  документации, подготовлены  Методические
   указания   о   порядке   проведения  экспертизы   на   соответствие
   государственным  нормативным  требованиям  охраны  труда  проектной
   документации    строительства,   реконструкции    и    технического
   перевооружения объектов в Приморском крае. В программу их  обучения
   по  охране труда (декабрь 2004 г.) была включена тема по экспертизе
   проектной документации на соответствие требованиям охраны труда.
       В  отчетном  периоде осуществлялся контроль за  предоставлением
   работникам  компенсаций  за работу во вредных  и  опасных  условиях
   труда,   правильностью  применения  Списков   производств,   работ,
   профессий,  должностей  и  показателей, дающих  право  на  льготное
   пенсионное обеспечение.
       В  результате  проверок выявлены 65 случаев незаконного  отказа
   организациями   в   предоставлении  компенсаций  1311   работникам,
   выявлены   32  случая  нарушения  применения  Списков  производств,
   работ,  профессий,  должностей  и  показателей,  дающих  право   на
   льготное   пенсионное   обеспечение,  в  том   числе   19   случаев
   незаконного   отказа  организациями  во  включении  в   Списки   38
   работников.
       Случаи   ущемления  прав  работников  на  льготное   пенсионное
   обеспечение  выявлены в муниципальных образованиях г.  Владивосток,
   г. Дальнегорск, г. Находка, г. Спасск-Дальний.
       По заявкам организаций проведено 57 экспертиз условий труда при
   лицензировании отдельных видов деятельности (в 2003 г. - 201).
       Государственными  экспертами по условиям края  и  специалистами
   органов  по  труду  муниципальных образований  в  отчетном  периоде
   проведено  115  экспертиз  качества  аттестации  рабочих  мест   по
   условиям труда (в 2003 г. - 94).
       Проведенные  экспертизы  качества показали,  что  79  процентов
   материалов  аттестации  по условиям труда выполнены  с  нарушениями
   требований нормативных правовых актов по охране труда.
       66% материалов аттестации подлежали повторной экспертизе.
       Характерными   нарушениями,  выявляемыми  в  ходе   экспертизы,
   являлись:
       1.  Оценка  условий труда без учета наличия всех  имеющихся  на
   рабочих местах вредных и опасных производственных факторов.
       2. Нарушение методик определения фактических значений вредных и
   опасных производственных факторов.
       3.  К протоколам не прикладывались схемы (эскизы) рабочих мест,
   точки  отбора  проб, не указываются расстояния от рабочих  мест  до
   охлаждающих (нагревающих) поверхностей.
       4.  Для  проведения исследований и измерений вредных и  опасных
   производственных  факторов  применялись  приборы  с   просроченными
   сроками поверки, без соответствующих технических характеристик.
       5. В протоколах неправильно указывались нормируемые показатели.
       6.  Нарушался порядок оценки травмобезопасности рабочих мест  и
   оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
       12  структур, осуществляющих работы по аттестации рабочих  мест
   по  условиям  труда из 13, представивших в 2004 году  материалы  на
   экспертизу  качества,  допустили  нарушения  нормативных   правовых
   актов  по  охране труда, регламентирующих порядок проведения  работ
   по аттестации.
       В  среднем  по представленным материалам выявлено 0,7 замечания
   на 100 рабочих мест, подвергшихся аттестации по условиям труда.
       В   целях   повышения  квалификации  специалистов  организаций,
   органов  управления охраной труда края и муниципальных  образований
   по  вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда  в  2004  г.
   прошли обучение 51 специалист.
       Специалистами,   осуществляющими   государственную   экспертизу
   условий  труда  в  Приморском крае, оказано  5534  консультации  по
   вопросам охраны труда (в 2003 г. - 4460).
       Вопросы государственной экспертизы условий труда доводились  до
   широкого  круга  населения через средства массовой  информации  238
   раз (225 - в 2003 г.).
       В  2004  году  по  всем источникам финансирования  (федеральные
   источники  и  краевой  бюджет)  на реализацию  мероприятий  краевой
   целевой  программы "Улучшение условий и охраны труда  в  Приморском
   крае"   на   2004   -   2005   годы,  утвержденной   постановлением
   Законодательного  Собрания Приморского края от  22.10.2003  N  479,
   планировалось  израсходовать 29,053 млн. рублей,  в  том  числе  из
   федеральных  источников  28,0  млн.  руб.  и  1,053  млн.  руб.  из
   краевого бюджета.
       Фактически  из  федеральных источников в  2004  году  поступило
   10,08  млн.  рублей.  Финансирование  мероприятий  краевой  целевой
   программы  за  счет  краевого бюджета в 2004 году  краевым  законом
   было  приостановлено. Вместе с тем, отдельные мероприятия программы
   удалось реализовать.
       1.  Организовать  и  провести  пять заседаний  межведомственной
   комиссии  по  охране труда в Приморском крае (пункт 1.1 программы),
   в   том   числе   одно   внеочередное  с   участием   представителя
   Международной  Организации Труда, на которых  были  рассмотрены  10
   вопросов, в том числе:
       -  о  состоянии условий и охраны труда в Приморском крае в 2003
   году и задачах на 2004 год;
       -  об  организации  работы по предупреждению  производственного
   травматизма   и   профессиональных  заболеваний   в   ОАО   "Горно-
   металлургический комплекс "Дальполиметалл" (г. Дальнегорск);
       -  о  дальнейших мерах по реализации Конвенции  МОТ  N  147  "О
   минимальных  нормах на торговых судах" и прилагаемых к  ней  других
   Конвенций.  С информацией по данному вопросу выступил  г-н  Жан  Ив
   Легуа, ведущий специалист Международной Организации Труда;
       -  о  ходе реализации администрацией муниципального образования
   Красноармейский район полномочий в области охраны труда;
       -  о  ходе  выполнения Решения МВК по охране труда в Приморском
   крае  от  18.09.2003  "О профилактической работе  работодателей  на
   предприятиях  лесной отрасли по предупреждению  несчастных  случаев
   на производстве";
       -  о  состоянии  промышленной безопасности  и  охраны  труда  в
   угольной отрасли Приморского края и мерах по их улучшению;
       - о практике работы по управлению охраной труда в муниципальном
   образовании г. Уссурийск и Уссурийский район;
       -  о состоянии производственного травматизма и профессиональной
   заболеваемости в организациях рыбного хозяйства Приморского края  и
   мерах по их снижению;
       -  о  ходе  выполнения решения МВК по охране труда в Приморском
   крае  от  18.09.2002 "О соблюдении прав работников на  предприятиях
   легкой промышленности с привлечением 100% иностранного капитала".
       2.  Провести  в  г. Уссурийске 22 января 2004  года  семинар  с
   руководителями  обучающих организаций с повесткой дня:  "Об  итогах
   обучения по охране труда за 2003 год и задачах на 2004 год".
       3. Подготовить этап "Охрана труда" в краевом слете-соревновании
   "Школа  безопасности", который состоялся с 4 по 7 июля 2004 года  в
   окрестностях п. Рудная Пристань.
       4.   Провести   организационные  мероприятия   по   обеспечению
   безопасности    труда   в   студенческих   строительных    отрядах,
   подростков,  привлекаемых к труду в период летних каникул.  Главами
   муниципальных   образований  края  были   приняты   соответствующие
   постановления.   С   руководителями  и  специалистами   принимающих
   организаций   и   учреждений   проведены   семинары-совещания    по
   разъяснению   требований  законодательства  о   труде   подростков.
   Специалистами органов по труду муниципальных образований  совместно
   с  другими заинтересованными органами, в том числе и с федеральными
   органами  надзора  и  контроля, проведены  проверки  по  безопасной
   организации труда подростков.
       5.  Провести  обучение и проверку знаний  по  охране  труда  47
   работников органов по труду муниципальных образований края.
       6.  Приобретены  для  нужд государственной  экспертизы  условий
   труда  края  два  прибора контроля и измерений  вредных  и  опасных
   производственных  факторов: метеометр МЭС - 2 и  счетчик  аэроионов
   МАС - 1.
       В  целях  повышения роли муниципальных образований  Приморского
   края  в реализации государственной политики в области охраны  труда
   было   принято  постановление  Губернатора  Приморского   края   от
   03.12.2004  N  382  "О проведении в 2005 году  конкурса  на  лучшую
   постановку  работы по охране труда среди муниципальных  образований
   Приморского края".
       Во  исполнение  рекомендаций Губернатора края  органы  местного
   самоуправления всех 34 муниципальных образований края в  2000  году
   разработали,  утвердили  и  в  настоящее  время  реализуют  целевые
   программы улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2005  годы.  В
   2004  году на реализацию мероприятий муниципальных целевых программ
   по  всем  источникам финансирования освоено 369  млн.  рублей,  или
   120% к планируемым показателям 2004 года.
       В  31 муниципальном образовании края действуют межведомственные
   комиссии  по  охране  труда, которыми в  2004  г.  рассмотрено  182
   актуальных вопроса по охране труда (в 2003 г. - 166).
       В Приморском крае в 2004 году оказывали услуги в области охраны
   труда 37 структур, в том числе:
       19 организаций осуществляли обучение по охране труда и проверку
   знаний работников;
       18  коллективов проводили работы по аттестации рабочих мест  по
   условиям труда.
       Все  37  структур  зарегистрированы  в  комитете  по  труду   и
   демографической политике Администрации Приморского края.
       В  2004 году в крае прошли обучение по охране труда более  13,5
   тыс.  руководителей и других специалистов организаций, в том  числе
   7 тыс. отдельных категорий застрахованных.
       В   2004  году  из  федеральных  источников  (Фонд  социального
   страхования  Российской Федерации) поступило 9,36 млн.  рублей.  За
   счет  поступивших  средств организовано  и  проведено  обучение  по
   охране   труда  6,5  тыс.  человек  из  числа  отдельных  категорий
   застрахованных, в том числе специалистов по охране труда  88  чел.,
   членов  комитетов  по  охране труда 1781  чел.,  уполномоченных  по
   охране  труда  4218 чел., руководителей бюджетных  организаций  413
   чел.  Кроме  того,  Дальневосточному государственному  университету
   через  Министерство  образования  России  было  выделено  из  Фонда
   социального страхования Российской Федерации 720,0 тыс.  рублей  на
   обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных.
       На  выделенную сумму было обучено 502 человека, в том числе 181
   член  комиссии (комитета) по охране труда, 321 уполномоченное  лицо
   по охране труда.
       Из    общего    количества    проведенных    проверок    (3482)
   государственными  инспекторами в течение 2004 года  выявлено  почти
   33  тыс.  нарушений  трудового  законодательства,  в  том  числе  в
   государственных   организациях   -   5281   (16,05   процента),   в
   муниципальных - 4380 (13,3 процента), в том числе бюджетных -  7656
   (79,3 процента), негосударственных - 23251 (70,65 процента).
       Самое  большое  количество нарушений трудовых  прав  работников
   выявлено   в   следующих  отраслях  (количество  нарушений   на   1
   проверку):  промышленность  -  8,9;  сельское  хозяйство  -   13,8;
   строительство  -  11,2;  лесное  хозяйство  -  10,6;   торговля   и
   общественное  питание - 11,3; материально-техническое  снабжение  -
   16,3; соцобеспечение - 13,4; образование - 11,2; здравоохранение  -
   9,9;   культура   и   искусство  -  11;   органы   государственного
   управления, власти и местного самоуправления - 8,6.
       Наибольшее количество нарушений выявлено по вопросам:  обучения
   и  инструктирования работников по охране труда - 4272, оплаты труда
   -  2291, трудового договора - 2076, труд женщин - 1179, обеспечение
   работников  средствами индивидуальной защиты - 1855,  расследование
   несчастных  случаев на производстве и другим вопросам охраны  труда
   - 16429.
       Как   показывает   анализ,  наибольшее   количество   нарушений
   трудового  законодательства  наблюдается  на  предприятиях  частной
   формы собственности.
       В   части   заключения   трудовых  договоров   наиболее   часто
   встречались  следующие  нарушения:  с  работниками  не  заключаются
   трудовые  договоры или заключаются, но в одном экземпляре,  который
   остается  только  у  работодателя; в содержании трудовых  договоров
   отсутствуют существенные условия труда: вид договора, оплата  труда
   (имеется  ссылка  на  штатное расписание, в котором  указан  только
   размер  зарплаты, без ее составных частей), режим рабочего времени,
   сведения об отпусках; не указываются характеристики условий  труда;
   работников  не  знакомят с приказами о приеме на работу;  заключают
   вместо  трудового договора различные гражданско-правовые  договоры;
   работодатели-физические лица не регистрируют  трудовые  договоры  в
   органах местного самоуправления или вообще их не заключают.
       Основным   нарушением  по  оплате  труда   являлись   невыплата
   заработной платы вообще или в установленные сроки; оплата  труда  в
   течение  ряда месяцев не в полном объеме, а частями, что характерно
   практически  для всех предприятий, в результате чего  накапливается
   долг    по    зарплате,   но   отсутствует   состав   преступления,
   предусмотренный  ст.  145.1  УК  РФ;  выплата  зарплаты  в   объеме
   минимального  размера  оплаты труда, которая  в  течение  ряда  лет
   остается  неизменной - не индексируется в соответствии со  ст.  134
   ТК  РФ; оплата труда "в конвертах", т.е. без учета по бухгалтерской
   документации,  без  налоговых  и иных  отчислений,  предусмотренных
   российским законодательством.
       Причины   возникновения  указанных  нарушений  на  предприятиях
   частной  формы  собственности:  корыстные  интересы  работодателей,
   заключающиеся  в  извлечении прибыли в связи с невыплатой  зарплаты
   своевременно, не в полном объеме, не ниже прожиточного  минимума  в
   субъекте  федерации, уход от уплаты налогов, а в отдельных  случаях
   правовая неграмотность, как работодателей, так и работников.
       Несвоевременная оплата труда работников бюджетной  сферы  имела
   место  по вине муниципальных образований в связи с недостаточностью
   денежных средств местных бюджетов и выделенных дотационных  средств
   из бюджета субъекта федерации.
       Так,  по  состоянию на 01.02.2005 по сведениям  государственной
   статистики  на  196  предприятиях  края  (на  01.01.2005  было  186
   предприятий)  задолженность  по  выплате  заработной  платы   46018
   работникам  составила  447535 тыс. рублей,  (рост  по  сравнению  с
   состоянием  на  01.01.2005  -  1,07 раза),  в  том  числе  за  счет
   федерального бюджета - 3761 тыс. руб., за счет бюджета  Приморского
   края и местных бюджетов - 35502 тыс. руб.
       Причиной   несвоевременной  оплаты  труда  работников  жилищно-
   коммунальных  предприятий  является неперечисление  МУПам  денежных
   средств   муниципальными  образованиями   за   выполненные   работы
   (услуги);    невыплата   из   муниципального    бюджета    дотаций,
   компенсаций,  предусмотренных  федеральными  законами  по  льготным
   категориям  граждан; неплатежи населения за полученные коммунальные
   услуги, в связи низкой платежеспособностью.
       Одна   из   действенных  мер  воздействия   на   работодателей,
   нарушающих  законодательство по охране труда, имеющая значимый  для
   профилактики  производственного травматизма эффект  -  приостановка
   работы   отдельных   структурных  подразделений  организаций,   где
   выявляются  многочисленные  нарушения  безопасности.  В  2004  году
   государственными инспекторами по охране труда было  проведено  2676
   проверок.  Общее  количество  выявленных  нарушений,  связанных   с
   охраной труда, составило около 27 тысяч, приостанавливалась  работа
   109  производственных подразделений, эксплуатация более 1800 единиц
   производственного оборудования, отстранялись от работы  более  3000
   работников предприятий, не прошедших обучение и проверку знаний  по
   охране труда, инструктаж на рабочем месте.
       Анализ  выявленных  нарушений  по  охране  труда  в  2004  году
   показал,  что  характерными нарушениями по  охране  труда  явились:
   несоблюдение  сроков  обучения и проверки знаний  по  охране  труда
   руководителей  и специалистов, отсутствие инструктажей  на  рабочем
   месте,   отсутствие   нормативной   документации,   несвоевременное
   освидетельствование    сосудов,    работающих    под     давлением,
   эксплуатация     самодельных     устройств     без     технического
   освидетельствования  и  паспортов  на  оборудование,   эксплуатация
   оборудования  с  вращающимися механизмами без защитных  ограждений,
   эксплуатация  оборудования с нарушенными  техническими  параметрами
   из-за отсутствия регламентных работ и многие другие.
       За  2004 год государственной инспекцией труда в Приморском крае
   привлечено  к административной ответственности 1434 руководителя  и
   должностных  лиц предприятий в виде штрафов на сумму более  2  млн.
   руб.
       По  результатам  проверок направлено в органы  прокуратуры  для
   привлечения  к  уголовной ответственности  в  связи  с  несчастными
   случаями   на  производстве  318  материалов,  из  них   возбуждено
   уголовных 21, осуждено судом 6 человек.
       В   отчетном  периоде  контрольно-профилактическая  работа   по
   надзорной,  контрольной  и разрешительной  деятельности  управления
   Госгортехнадзора    России   проводилась   на   1374    акционерных
   (коллективных)    обществах    и    муниципальных     предприятиях,
   эксплуатирующих  опасные производственные  объекты,  что  позволило
   несколько   улучшить   состояние   промышленной   безопасности    и
   стабилизировать уровень производственного травматизма.
       За отчетный период на подконтрольных предприятиях произошло 433
   инцидента.
       Основными  причинами, вызвавшими инциденты на ОПО  предприятий,
   явились:
       1.1.  Несоблюдение  проектных  параметров  при  ведении  горных
   работ.
       1.2.      Недостаточное     качество      геологического      и
   гидрогеологического прогнозов в районах нарушений и  в  обводненных
   местах.
       1.3. Разрушение узлов и агрегатов машин и механизмов.
       Для   устранения   и  недопущения  подобных  инцидентов   всеми
   предприятиями  по  результатам  расследования  технических   причин
   инцидентов  разрабатывались и выполнялись мероприятия по устранению
   выявленных нарушений.
       Откорректированы проекты отработки месторождений  "Павловское",
   "Северная    Депрессия",   "Бикинское"    и    проектные    решения
   привязывались к фактическим горно-геологическим условиям.
       Горнотехническими  отделами управления Госгортехнадзора  России
   проведен   анализ   материалов  расследований  аварии,   несчастных
   случаев,   и   постоянно  осуществлялся  контроль  за   выполнением
   мероприятий по предупреждению подобных происшествий.
       Результаты    расследований,   предложенные   мероприятия    по
   предупреждению       подобных      происшествий      использовались
   госинспекторами  на  практике  в ходе  надзорной  и  разрешительной
   деятельности.
       Руководители   и   другие   должностные   лица   подконтрольных
   предприятий   уведомлены   о  порядке   и   сроках   предоставления
   информации,  в  т.ч.  оперативной,  в  случае  аварии  на   опасном
   производственном объекте или травматизма.
       Все  подконтрольные  предприятия разработали  и  согласовали  с
   управлением  Положение о порядке проведения работ  по  установлению
   причин инцидентов и их учету.
       Руководители предприятий (98 чел.), допустившие аварии и случаи
   травматизма   с  тяжелым  и  смертельным  исходами,  заслушаны   на
   коллегии  территориального органа. Выборочно  инспекторами  в  ходе
   обследований  проверены знания у 2148 специалистов организаций,  из
   которых   152  специалиста  оказались  неподготовлены   в   области
   промышленной  безопасности,  а  также  правил  и  норм   безопасной
   эксплуатации технических устройств.
       В  организациях  проведены дополнительные  проверки  выполнения
   мероприятий по устранению выявленных в ходе расследований аварий  и
   случаев     травматизма    нарушений    требований     промышленной
   безопасности.      Руководители     подконтрольных      предприятий
   информировались  о  случаях  смертельного  травматизма  и  авариях,
   произошедших на опасных производственных объектах.
       В течение 2004 года работниками Приморского округа Федерального
   горного  и  промышленного  надзора  России  проверено  около   2778
   подконтрольных  предприятий и объектов.  Выявлено  и  предписано  к
   устранению   18673  нарушений  требований  нормативных  документов.
   Приостановлено  1267  производства и объекта  работ,  за  нарушения
   требований  промышленной безопасности привлечено к  ответственности
   900 человек.
       В   течение   отчетного  года  привлечено   к   ответственности
   нарушителей    требований   правил    и    норм    по    инициативе
   Госгортехнадзора  России 222 человека, в т.ч. подвергнуто  штрафным
   санкциям  210  человек  на общую сумму 793  тыс.  рублей,  переданы
   материалы в органы прокуратуры на 12 человек.
       Информация  о  сложном состоянии промышленной  безопасности  на
   подконтрольных   предприятиях  Госгортехнадзора  России   постоянно
   доводится  до  Губернатора Приморского края  и  глав  администраций
   муниципальных образований.
       В  результате  целенаправленной деятельности по  предупреждению
   производственного  травматизма  состояние  охраны  труда  несколько
   улучшилось.   Внушает   оптимизм,   что   при   тенденции   подъема
   промышленного  производства происходит снижение несчастных  случаев
   на производстве с летальным исходом.
       В  2004  году  в  организациях  Приморского  края  допущено  93
   несчастных случая на производстве со смертельным исходом (104  -  в
   2003   г.),  что  на  11,8  процента  меньше,  чем  в  2003   году.
   Коэффициент   частоты  несчастных  случаев   на   производстве   со
   смертельным  исходом  в  2004 г. составил  0,13  человека  на  1000
   работающих.
       В  прошлом году по сравнению с 2003 годом допущен рост погибших
   на  производстве  в организациях муниципальных образований  городов
   Арсеньев,   Артем,  Большой  Камень,  Дальнегорск,   Дальнереченск,
   Находка,  районов Анучинский, Кировский, Надеждинский, Октябрьский,
   Пожарский, Шкотовский.
       Без  летальных  случаев  на производстве  работали  организации
   муниципальных образований г. Спасск-Дальний, Дальнереченский  район
   (в  течение  2003  -  2004 годов), Михайловский  район,  Ольгинский
   район   (в   течение  2003  -  2004  годов),  Партизанский   район,
   Пограничный  район,  Спасский  район, Ханкайский  район,  Хасанский
   район и Яковлевский район.
       Допустили    рост   погибших   на   производстве    организации
   электроэнергетики,   черной  металлургии,   химии   и   нефтехимии,
   деревообработки, промышленности строительных материалов, пищевой  и
   рыбной  промышленности, лесного хозяйства, водного  и  авиационного
   транспорта, связи, строительства и охранные агентства.
       Основными  причинами несчастных случаев со смертельным  исходом
   стали:
       неудовлетворительная  организация  производства  работ  -  41,9
   процента  от общего числа несчастных случаев (рост в 1,37  раза  по
   сравнению с 2003 г.);
       нарушения правил дорожного движения - 11,8 процента;
       нарушения  технологических  процессов,  недостатки  в  обучении
   охране труда - 6,45 процента;
       нарушения требований безопасности при эксплуатации транспортных
   средств - 5,4 процента;
       нарушения трудовой и производственной дисциплины - 3 процента.
       В 2004 году погибли инженерно-технические работники (9 человек)
   и  матросы  (9),  водители (8), сторожа (7), мотористы  (машинисты)
   (6), трактористы (5), слесари (5), судовые механики (5).
       Следует   отметить,   что  не  все  работодатели   обеспечивают
   своевременное  расследование несчастных случаев на производстве.  В
   течение  2004  года  имело  место сокрытие  несчастных  случаев  на
   предприятиях   муниципальных   образований   г.   Владивосток,   г.
   Арсеньев,   г.   Уссурийск,  г.  Лесозаводск,  г.   Спасск-Дальний,
   Октябрьский район и в ряде других районов.
       За  сокрытие  несчастных  случаев на руководителей  организаций
   наложены штрафы от 5 до 10 тыс. руб.
       На   подконтрольных  Приморскому  управлению   Госгортехнадзора
   России  предприятиях в 2004 году произошло 8 несчастных случаев  со
   смертельным исходом, что в 2 раза меньше, чем в 2003 году.
       Производственный  травматизм  по общему  количеству  несчастных
   случаев уменьшился на 63 случая (с 147 в 2003 г. до 84 в 2004 г.).
       Снижение  количества  несчастных случаев в  целом  произошло  в
   связи   с   тем,  что  приостановило  свою  деятельность  ООО   ш/у
   "Сучануголь"   (шахта   Центральная),   как   одно   из    наиболее
   травмоопасных  предприятий, на котором в  2003  году  произошел  61
   несчастный случай, в том числе в результате аварии травмировано  23
   человека, из них - 6 смертельно.
       Несчастные  случаи  на  производстве  со  смертельным   исходом
   произошли:
       - в угольной отрасли в ЗАО "ЛуТЭК" р/у "Лучегорское";
       -  в  горнорудной отрасли в ОАО "Владивостокский бутощебеночный
   завод";
       -  на  объектах  подъемных сооружений в  ООО  "Ост-Строй",  ООО
   "Владивостокский  морской  торговый порт",  ООО  "Эскадра-II",  ООО
   "Лифтсервис", ЗАО "ТЭТ".
       Количество  аварий  в  2004 году, по сравнению  с  2003  годом,
   уменьшилось на три (с 4-х в 2003 г. до 1-й в 2004 г.).
       Авария   произошла  в  р/у  "Лучегорское"  ЗАО   "ЛуТЭК",   где
   13.12.2004 на подъездном железнодорожном пути экскаватора ЭКГ-8у  N
   11  разреза "Лучегорский - 2" в результате отказа тормозной системы
   произошел  сход с рельсовых путей локомотиво-состава. В  результате
   аварии   получили  легкие  травмы  машинист  и  помощник  машиниста
   тепловоза. Ущерб от аварии составил 11,086 млн. рублей.
       Анализ  причин  аварийности и производственного  травматизма  в
   организациях,      подконтрольных      Приморскому       управлению
   Госгортехнадзора   России   показал,   что   основными    причинами
   несчастных случаев по-прежнему являются:
       - низкая технологическая дисциплина среди рабочих и ИТР;
       -  недостаточный контроль со стороны ИТР за безопасным ведением
   работ непосредственно на местах;
       - неудовлетворительная организация производства;
       - некачественная разработка технической документации (паспортов
   на производство работ);
       -  формальный подход ИТР к ознакомлению производителей работ  с
   технической документацией;
       -  невыполнение должностными лицами и обслуживающим  персоналом
   соответствующих инструкций;
       -  умышленный вывод из работы приборов безопасности;
       -  нарушение технологии производства работ кранами;
       -  нахождение  пострадавших  в  алкогольном  или  наркотическом
   опьянении.
       В  2004  году  на  производственных объектах  Приморского  края
   произошло  532  пожара,  количество  пожаров  снизилось   на   5,85
   процента по сравнению с 2003 годом.
       Ущерб  от пожаров на предприятиях края составил более 600  тыс.
   рублей.
       Основными причинами пожаров послужили: неосторожное обращение с
   огнем  -  196  пожаров  (19 процентов), нарушение  правил  пожарной
   безопасности  при эксплуатации электрооборудования  -  156  пожаров
   (9,7   процента),   нарушение  правил  пожарной  безопасности   при
   эксплуатации  печей - 51 пожаров (8,9 процента),  нарушение  правил
   пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных  работ  -
   34  пожара (17,2 процента), неосторожное обращение детей с огнем  -
   20   пожаров  (-25,9  процента),  поджоги  -  21  (38,2  процента),
   нарушение технического процесса производства - 5 (66,7 процента).
       Так,   02.01.2004   произошел  пожар   в   помещении   сторожки
   реконструируемого   объекта,   принадлежащего   ООО   "ДРК    СВЗ",
   расположенного  по  адресу  п. Врангель,  ул.  Васяновича.  Причина
   пожара  -  нарушения  при эксплуатации бытового  электроприбора.  В
   результате пожара погиб работник - сторож.
       16.02.2004 произошел пожар в помещении распиловочного цеха  ООО
   "Фордвинд",   расположенного   по  адресу   г.   Владивосток,   ул.
   Татарская, 11. Повреждено помещение распиловочного цеха на  площади
   20 кв. м. Причина пожара - поджог. Ущерб составил 260000 руб.
       23.02.2004 произошел пожар в помещении гаража автотранспортного
   предприятия  ОАО  "Приморавтотранс", расположенного  по  адресу  г.
   Лесозаводск, ул. Лагоды, 1. Повреждено помещение гаража на  площади
   500 кв. м. Причина пожара - поджог. Ущерб составил 368000 руб.
       Приведенные   примеры  пожаров  не  в  полной   мере   отражают
   негативное   положение,   сложившееся   в   обеспечении    пожарной
   безопасности на производственных объектах Приморского края.
       Не  все  руководители  предприятий  с  пониманием  относятся  к
   выполнению  требований  государственного  пожарного  надзора  и  не
   желают   вкладывать   денежные  средства  в  обеспечение   пожарной
   безопасности.
       Вызывает  беспокойство наметившаяся за год негативная тенденция
   с  ростом  производственного  травматизма  в  отраслях  энергетики,
   деревообработки и в частных охранных предприятиях.
       Надзор за безопасностью работающих в вышеперечисленных отраслях
   показывает, что основными причинами ухудшения положения дел  в  них
   является   недооценка   руководителями   предприятий   важности   и
   необходимости проведения систематической работы по охране труда.
       Высокий  уровень рабочих мест с неудовлетворительными условиями
   труда  вызывает  и высокий уровень профессиональной  заболеваемости
   работников предприятий края.
       Территориальным  управлением Федеральной службы  по  надзору  в
   сфере   защиты  прав  потребителей  и  благополучия   человека   по
   Приморскому   краю   текущий  санитарный   надзор   в   2004   году
   осуществлялся  на  2733  промышленных  предприятиях,  из  них   337
   являлись государственными (2003 г. - 345).
       По  сравнению  с  2003  г. количество промышленных  предприятий
   увеличилось  на  114 единиц (2003 г. - 2619) или на  4,2  процента,
   одновременно  уменьшилось  количество  предприятий  государственной
   формы собственности и составило 337 (в 2003 г. - 345).
       Текущий  санитарный надзор показал, что количество  работающего
   населения  в  2004  году составило 987200 человек,  из  них  367288
   женщин  (51,6  процента), в условиях с неблагоприятным воздействием
   производственной среды было занято:
       с  повышенной  загазованностью  воздуха  рабочей  зоны  -  22,5
   процента (2003 г. - 23,6 процента, в 2002 г. - 21,2 процента);
       с повышенной запыленностью воздуха рабочей зоны - 26,7 процента
   (2003 г. - 24,1 процента, в 2002 г. - 23,91 процента);
       с  повышенным  уровнем шума - 24,7 процента  (2003  г.  -  21,5
   процента, в 2002 г. - 22,3 процента);
       с  тяжелым  физическим трудом - 19,5 процента (2003 г.  -  25,2
   процента, в 2002 г. - 4,3 процента);
       тяжестью  и  напряженностью трудового процесса - 28,9  процента
   (2003 г. - 31,8 процента, в 2002 г. - 30,9 процента);
       с превышением уровня электромагнитных излучений - 21,6 процента
   (2003 г. - 27,2 процента, в 2002 г. - 28 процентов);
       с  повышенным уровнем вибрации - 23,4 процента (2003 г. -  21,8
   процента, в 2002 г. - 19,8 процента);
       с неблагоприятным микроклиматом - 23,3 процента (2003 г. - 14,7
   процента, в 2002 г. - 15,2 процента);
       с  пониженной  освещенностью - 13,1 процента (2003  г.  -  19,6
   процента, в 2002 г. - 15,4 процента).
       В   2004   году   произошло   перераспределение   объектов   по
   гигиенической   значимости.  Увеличилось  количество   предприятий,
   относящихся  к  1  и 2 группам. Так, количество объектов  1  группы
   составляло  35,52  процента (2003 г. - 34,02 процента).  Отмечалась
   относительно    положительная    динамика    санитарно-технического
   состояния объектов, так как эта положительная динамика отмечена  за
   счет образования новых предприятий малого бизнеса.
       Отделом   исследований  условий  труда  комитета  по  труду   и
   демографической политике Администрации Приморского  края  совместно
   с  17  лабораториями,  имеющих разрешение  комитета  на  проведение
   работ  по  оценке условий труда для целей аттестации  рабочих  мест
   проведены  в  2004 году исследования условий труда на 6328  рабочих
   местах.
       В  организациях  края  проведена  аттестация  рабочих  мест  по
   условиям  труда  более чем на 26 тыс. рабочих  местах.  В  отчетном
   периоде  140  организаций в крае завершили аттестацию рабочих  мест
   по  условиям  труда,  что  в 1,4 раза больше,  чем  в  2003  г.,  9
   организаций  Приморского  края  и  15  судов  ОАО  "Дальневосточное
   морское  пароходство"  получили сертификаты соответствия  работ  по
   охране труда.
       Удельный  вес организаций, завершивших аттестацию рабочих  мест
   составил 0,72% от их общего числа (54,9 тыс. организаций).
       Результаты  исследований условий труда показали,  что  на  2212
   рабочих   местах   условия  труда  отнесены  ко  2   классу   (35,0
   процентов),  на 4116 рабочих местах - к 3 классу (65,0  процентов),
   в  том  числе  679 рабочих мест определены как травмоопасные  (10,7
   процента).
       В соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от
   19  июня  2001  г.  N  453  "Об утверждении  Плана  мероприятий  по
   улучшению  положения женщин в Приморском крае на 2001 - 2005  годы"
   ежегодно  проводятся  мероприятия по  созданию  допустимых  условий
   труда на рабочих местах, где трудятся женщины.
       Вместе  с  тем,  на каждом четвертом рабочем месте  с  вредными
   условиями труда работали женщины.
       На  рабочих  местах  с  вредными или опасными  условиями  труда
   трудятся 24,8 процента женщин детородного возраста.
       Влияние вредных производственных факторов обуславливает  уровни
   заболеваемости  с  временной  утратой трудоспособности  и  развитие
   профессиональной патологии работающего населения.
       Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в  отчетном
   году  составила  по всем заболеваниям 421 день на  100  работающих,
   средняя длительность одного случая составила 14,14 дня.
       Первое  место  в структуре заболеваемости по случаям  составили
   болезни органов дыхания - 26,1;
       2-е место - заболевания мочеполовой системы - 8,97;
       на 3-ем месте - заболевания костно-мышечной системы - 8,92;
       4-е место - травмы и отравления - 7,55;
       5-е место - системы кровообращения - 5,52,
       6-е место - болезни органов пищеварения - 4,54;
       7-е - новообразования - 1,2.
       По  сравнению  с  предыдущим  годом уровень  первичных  случаев
   профессиональных заболеваний в 2004 году снизился на 9,06  процента
   и  составил 320 случаев, в том числе у женщин - 76 случаев (2003 г.
   -  349  случаев,  в т.ч. у женщин - 46 случаев, в  2002  г.  -  272
   случая,  в т.ч. женщин - 54 случая, в 2001 г. - 323 случая,  в  том
   числе женщин - 54 случая).
       Показатель профессиональной заболеваемости за 2004 год составил
   5,19  на  10  тыс.  работающих, подвергающихся воздействию  вредных
   факторов   производственной   среды   и   трудового   процесса    в
   соответствии  с  Р  2.2.755-99  "Гигиенические  критерии  оценки  и
   классификация  условий труда по показателям вредности  и  опасности
   факторов  производственной среды, тяжести и напряженности трудового
   процесса", в 2003 году - 5,67, в 2002 г. - 3,83, в 2001 г.  -  этот
   показатель  составил - 4,52, в 2000 г. - 4,03, в 1999  г.  -  3,14,
   что  выше показателя по Российской Федерации - в 2003 г. - 2,13,  в
   2002 г. - 2,23, 2001 г. - 2,24, 2000 г. - 1,81, 1999 г. - 1,77.
       Приморский  край  в 2003 году занимал 8 место из  89  субъектов
   Российской Федерации, в 2001 г. и 2000 г. занимал 7 место,  в  1999
   г. 11 место.
       Анализ  профессиональной заболеваемости по ее  видам  и  формам
   показал,  что хронические профессиональные заболевания составили  в
   2004 г. - 98,95 процента, а острые - 1,05 процента.
       В  2004  году  отмечено  3 случая профессиональных  заболеваний
   среди  электромонтажников в рыбной промышленности в г.  Находка  (в
   2003   г.  не  регистрировались  случаи  острого  профессионального
   заболевания,  в  2002  г.  -  1  случай  (г.  Артем),  в  2001   г.
   зарегистрировано  5  случаев  острых  профессиональных  заболеваний
   (отравлений): г. Находка - 1 случай, Уссурийский район - 2  случая,
   г.  Уссурийск  -  1 случай, г. Владивосток - 1 случай.  В  2000  г.
   зарегистрировано 6 случаев).
       Как   и   в   прошлые   годы,  определяющими   профессиональную
   заболеваемость в 2004 году были:
       -  угольная  промышленность  - 81,34  на  10  тыс.  работающих,
   удельный  вес  -  25,93  процента  (2003  г.  -  200  на  10   тыс.
   работающих,    подвергающихся    воздействию    вредных    факторов
   производственной среды, удельный вес - 27,5 процента);
       -  цветная металлургия - 93,90 на 10 тыс. работающих,  удельный
   вес  -  17,18  процента  (2003  г. - 100  на  10  тыс.  работающих,
   удельный вес - 17,47 процента);
       -  сельское  хозяйство - 48,07 на 10 тыс. работающих,  удельный
   вес  -  7,81  процента  (2003  г. - 12,2  на  10  тыс.  работающих,
   удельный вес - 9,17 процента);
       - электроэнергетика - 12,86 на 10 тыс. работающих, удельный вес
   -  6,25  процента  (2003 г. - 11,4 на 10 тыс. работающих,  удельный
   вес - 6,87 процента);
       -  здравоохранение - 18,4 на 10 тыс. работающих, удельный вес -
   8,43 процента (2003 г. - 7,5 на 10 тыс. работающих, удельный вес  -
   5,44 процента);
       -  судостроительная промышленность - 3,1 на 10 тыс. работающих,
   удельный  вес  -  0,62  процента  (2003  г.  -  12,2  на  10   тыс.
   работающих, удельный вес - 0,85 процента);
       -  приборостроение  -  2004 г. - 1,2  на  10  тыс.  работающих,
   удельный  вес - 0,31 процента (2003 г. - 3,1 на 10 тыс. работающих,
   удельный вес - 0,57 процента);
       - лесозаготовительная - 5,1 на 10 тыс. работающих, удельный вес
   -  4,06 процента (2003 г. - 4,7 на 10 тыс. работающих, удельный вес
   - 3,15 процента);
       -  промышленность строительных материалов -  13,7  на  10  тыс.
   работающих, удельный вес - 2,5 процента (2003 г. - 4,8 на  10  тыс.
   работающих, удельный вес - 4,58 процента);
       -  строительство - 12,8 на 10 тыс. работающих, удельный  вес  -
   6,56 процента (2003 г. - 8,9 на 10 тыс. работающих, удельный вес  -
   6,88 процента);
       - транспорт - 2004 г. - 3,5 на 10 тыс. работающих, удельный вес
   -  1,8 процента (2003 г. - 3,1 на 10 тыс. работающих, удельный  вес
   - 2,29 процента).
       В 2004 г. в структуре хронических профессиональных заболеваний,
   среди  работающих  во всех отраслях промышленности,  ведущее  место
   занимали заболевания:
       - пылевой бронхит - 12,5 процента (2003 г. - 16 процентов);
       -  вибрационная  болезнь  - 18,75 процента  (2003  г.  -  19,48
   процента);
       - вегетополиневрит - 10,62 процента (2003 г. - 12,03 процента);
       - радикулопатия - 6,87 процента (2003 г. - 5,73 процента);
       -  утрата слуха, вызванная шумом (нейросенсорная тугоухость)  -
   10,65 процента (2003 г. - 13,18 процента);
       - кохлеарный неврит - 0,9 процента (2003 г. - 1,34 процента);
       - бронхиальная астма - 3,75 процента (2003 г. - 3,43 процента);
       - антрокосиликоз - 4,6 процента (2003 г. - 4,58 процента);
       - силикоз - 4,6 процента (2003 г. - 3,43 процента);
       -  хроническое отравление свинцом - 0,3 процента (2003 г. - 0,5
   процента);
       -  хроническое отравление марганцем - 0,62 процента (2003 г.  -
   0,1 процента);
       -  прочие  заболевания составили 3,2 процента (2003  г.  -  2,8
   процента).
       В 2004 году в структуре профессиональных заболеваний сохранялся
   приоритет  заболеваний: костно-мышечной системы  -  42,5  процента,
   (2003  г.  - 38,4 процента), органов дыхания - 34,3 процента  (2003
   г. - 31,5 процента).
       Среди  профессиональных инфекционных и паразитарных заболеваний
   в 2004 году отмечены:
       -  на  1  месте  - бруцеллез - 5,31 процента (2003  г.  -  6,84
   процента);
       - на втором месте - вирусный гепатит - 3,75 процента (2003 г. -
   1,43 процента);
       -  на третьем месте - туберкулез - 1,8 процента (2003 г. - 1,43
   процента).
       Причинами     возникновения    хронических     профессиональных
   заболеваний  в  2004 году послужили: несовершенство технологических
   процессов   -   34,8   процента  (2003  г.   -   34,67   процента),
   конструктивные недостатки оборудования - 43,5 процента (2003  г.  -
   48,14  процента),  несовершенство сантехустановок  -  6,9  процента
   (2003  г.  -  4,58  процента  случаев), несовершенство  организации
   рабочих   мест  -  21,8  процента  (2003  г.  -  22,58   процента),
   несовершенство  СИЗ  -  2,06 процента (2003 г.  -  0,86  процента),
   неприменение  СИЗ  -  0,1  процента  (2003  г.  -  0,01  процента),
   отсутствие СИЗ - 2,5 процента (2003 г. - 2,87 процента),  прочие  -
   2,6 процента (2003 г. - 2,8 процента).
       В  более 50 процентах случаев указанные заболевания приводили к
   утрате трудоспособности (инвалидность второй и третьей группы).  По
   выявленным  случаям профессиональных заболеваний были приняты  меры
   административного принуждения - 100 процентов.
       Анализ  данных  удельного  веса  профессиональных  заболеваний,
   выявленных  при  проведении  периодических  медицинских   осмотров,
   позволил  установить, что в целом по Приморскому краю в  2004  году
   было  выявлено 54,89 процента (2003 г. - 49,28 процента), что  ниже
   показателя  по Российской Федерации (65,4 процента в  2003  г.).  В
   организациях Приморского края продолжает оставаться низким  уровень
   профилактических  осмотров в 2004 году 79,46 процента  (2003  г.  -
   74,4 процента).
       Наименьший  процент  охвата в 2004 году составил  на  следующих
   территориях: Хасанский район - 54,8 процента, Октябрьский  район  -
   55,3  процента,  Надеждинский  район -  54,5  процента,  Ольгинский
   район - 52,6 процента, г. Партизанск - 61,2 процента.
       В ряде территорий этот показатель значительно выше, чем средний
   показатель  по  Приморскому краю: в районах Ханкайском,  Кировском,
   Кавалеровском,   в   городах  Дальнереченске,   Арсеньеве   -   100
   процентов,  в  Пожарском районе - 85,71 процента, в г. Дальнегорске
   - 71,43 процента.
       В  городах  Дальнегорске,  Находке, Спасске-Дальнем  и  районах
   Черниговском,  Кировском,  Шкотовском,  Лазовском   в   2004   году
   отмечалось  улучшение  качества медицинских  осмотров  (увеличилось
   количество   специалистов,  прошедших  специализацию  по   вопросам
   профессиональной  патологии,  в некоторых  лечебно-профилактических
   учреждениях  улучшилась  материально-техническая  база,  увеличился
   процент  ЛПУ,  имеющих  лицензии  на  право  поведения  медицинских
   осмотров).
       На  территории  Приморского края действуют 18  здравпунктов,  в
   городах  Владивосток, Находка, Спасск-Дальний,  Артем,  Партизанск,
   районах    Пожарском    и   Кавалеровском.    Данные    здравпункты
   предназначены   для   оказания  доврачебной   медицинской   помощи,
   неотложной  врачебной помощи, в некоторых здравпунктах организована
   работа физиокабинетов, стоматологической помощи.
       Центром  государственного санитарно-эпидемиологического надзора
   на  водном и воздушном транспорте в Дальневосточном регионе в  2004
   году   была   проведена  профилактическая  работа  по   недопущению
   профессиональных заболеваний работников.
       Проведены   организационные   мероприятия   по   контролю    за
   соблюдением   санитарного  законодательства  на   18   предприятиях
   морского  торгового  и  рыбопромыслового комплекса  (разработаны  и
   согласованы  "Программы производственного контроля  за  соблюдением
   санитарных   правил  и  выполнением  санитарно-противоэпидемических
   (профилактических)  мероприятий"). По  результатам  обследований  с
   применением  инструментальных методов исследования  на  37  морских
   транспортных  средствах  были  разработаны  и  согласованы   "Планы
   санитарно-противоэпидемических    мероприятий"    по    обеспечению
   санитарно-эпидемиологического  благополучия,  включающие   комплекс
   мероприятий   по  снижению  вредного  воздействия  производственных
   факторов  на  организм  работающих.  За  отчетный  2004  год   была
   подготовлена  информация для "Союза обществ и  организаций  рыбного
   хозяйства  Дальнего  Востока"  о  наиболее  типичных  нарушениях  в
   области   санитарно-эпидемиологического  благополучия  на   морских
   рыбопромысловых  судах, в том числе и в части вредного  воздействия
   производственных факторов на работников плавсостава.
       По  результатам исследований факторов производственной среды  и
   факторов  трудового  процесса  на  морских,  промысловых  и   судах
   портово-технического  флота  53 руководителям  судоходных  компаний
   были   даны  предписания  по  оптимизации  условий  труда  и   быта
   работников плавсостава.
       Для  изучения  вредного воздействия судовой среды  обитания  на
   организм   работников  плавсостава  в  прошлом   году   проводились
   инструментальные   измерения  и  лабораторные  исследования   таких
   производственных   факторов   как   шум,   вибрация,   тяжесть    и
   напряженность   трудового   процесса,   окислы   азота,   сернистый
   ангидрид, окись углерода, бензопирен, акреолин, углеводороды  нефти
   и  др.  на  судах  морского транспортного, морского промыслового  и
   морского портово-технического флота.
       Всего  с  этой  целью  были обследованы 26  морских  судна,  из
   которых не соответствовали требованиям нормативной документации  25
   судов (96,2 процента).
       Было выделено и обследовано 1556 рабочих мест на морских судах,
   из  них  не  соответствовало гигиеническим нормативам  621  рабочее
   место  (40 процентов), из 310 рабочих мест на промысловых  судах  -
   не  соответствовало 121 рабочее место (39 процентов), из 11 рабочих
   мест  на  прочих плавсредствах - не соответствовали 6 рабочих  мест
   (55 процентов).
       Анализ полученных результатов показал, что в 2004 году наиболее
   неблагоприятные  условия труда сложились на судах  рыбопромыслового
   флота,  а  удельный вес судов портово-технического флота и морского
   транспорта,  не  соответствующих требованиям нормативно-технической
   документации, остается стабильно высоким.
       Удельный   вес   объектов,  не  соответствующих   гигиеническим
   нормативам (из числа обследованных лабораторно) за последние 5  лет
   увеличился с 44 процентов в 2000 году до 95 процентов в 2004  году.
   В   целом,  из  обследованных  за  последние  5  лет  599  объектов
   транспорта, не соответствовали гигиеническим требованиям  365,  что
   составило 61 процент.
       При  этом  по  объектам надзора данный показатель распределился
   следующим образом:
       - морские суда - 61 процент;
       - промысловые суда - 63 процента;
       - другие п/средства - 55 процентов.
       При  анализе параметров вредных факторов производственной среды
   действующим гигиеническим нормативам наиболее проблемными  являются
   шум  и  вибрация.  Удельный  вес рабочих мест,  не  соответствующих
   требованиям  СН  2.5.047-96 "Уровни шума на морских судах"  доходит
   до  21  процента,  а удельный вес рабочих мест, не  соответствующих
   требованиям  СН 2.5.2.048-96 "Уровни вибрации на морских  судах"  -
   до 11 процентов.
       Высокий  показатель - до 42 процентов рабочих  мест,  связан  с
   низкой  освещенностью в судовых помещениях. При  выявлении  данного
   факта  в  ходе  обследования транспортного средства,  администрации
   судов  даются  предложения по замене электрических  ламп  на  более
   мощные  или  замене  осветительных приборов на  более  совершенные,
   удовлетворяющие      санитарно-техническим     требованиям.      Не
   соответствуют гигиеническим требованиям по параметрам  микроклимата
   на  рабочих  местах и в помещениях судна 15 процентов исследованных
   рабочих   мест.  Параметры  электромагнитных  полей   (1   процент)
   исследованных рабочих мест превышают предельно-допустимые уровни.
       Анализ  динамики  показателей  профессиональной  заболеваемости
   среди  работников транспорта в Дальневосточном регионе за последние
   пять   лет   выявил,   что  в  целом  по  транспорту   рост   числа
   профессиональных заболеваний не отмечается.
       Сравнивая  профессиональную  заболеваемость  в  2004   году   с
   предыдущими  годами среди работников рыбопромыслового,  морского  и
   воздушного флота, очевидно, что заболеваемость остается на  прежнем
   уровне;  среди  работников  речного флота  случаи  профессиональных
   заболеваний в 2004 году не регистрировались.
       Структура    профессиональной   заболеваемости   у   работников
   транспорта  в  Дальневосточном регионе в 2004  году  распределилась
   следующим образом:
       на  морском  транспорте 100 процентов случаев  профессиональных
   заболеваний    связаны    с    поражением    слухового     аппарата
   (нейросенсорная тугоухость, двухсторонний кохлеарный  неврит).  Все
   пострадавшие за исключением одного случая (радиооператор)  являются
   работниками  энергетических  отделений (механики,  электромеханики,
   мотористы);
       на  рыбодобывающем  флоте  63  процента  всей  профессиональной
   патологии   составляют  заболевания  органов  слуха  (двухсторонний
   кохлеарный  неврит, нейросенсорная тугоухость);  все  пострадавшие,
   кроме   одного   (матрос),   являются  работниками   энергетических
   отделений (механики, электромеханики, мотористы).
       Зарегистрировано  два  случая  профессиональных  заболеваний  с
   нарушением  функций опорно-двигательного аппарата  (вегетосенсорная
   полинейропатия верхних конечностей и облетерирующий эндартериит)  у
   механика энергетического отделения и капитана судна.
       Кроме   того,   был   зарегистрирован   один   случай   острого
   профессионального  отравления  парами  лакокрасочных  материалов  у
   судового матроса.
       За    прошедший   год   ситуация,   сложившаяся    в    системе
   медобслуживания  работников  рыбопромыслового  флота   и   морского
   транспорта, а именно - переход на хозрасчетную систему, лечение  по
   месту  жительства,  практическая  ликвидация  существовавшей  ранее
   службы   цеховых  врачей,  отсутствие  средств  у  предприятий   на
   проведение   профилактических  осмотров,  отказ  работодателей   от
   финансирования  медицинских осмотров по мотивам наличия  у  наемных
   рабочих   медицинских   страховых  полисов  на   эти   мероприятия,
   существенно не изменилась.
       По-прежнему  большое количество компаний не  имеет  постоянного
   кадрового   плавсостава,  а  принимают  работников  на  контрактной
   основе  на  один  рейс  и  не  несут ответственности  за  состояние
   здоровья  наемных  работников. Имеет  место  отказ  от  прохождения
   медосмотров   из-за   высокой  стоимости  и   большого   количества
   лабораторных и инструментальных методов диагностики, и  в  связи  с
   этим высокий процент фальсифицированных медицинских комиссий.
       Показатели  зарегистрированной профессиональной  заболеваемости
   не  отражают  истинной ситуации, т.к. выявляемость профессиональной
   патологии  остается  неполной  и  происходит  на  поздних   стадиях
   развития   заболевания,   зачастую   после   прекращения   трудовой
   деятельности.
       Предварительные  при поступлении на работу  и  профилактические
   осмотры  не  выполняют  в  полной мере  своей  основной  функции  -
   выявление  на ранней стадии признаков профессиональных заболеваний.
   Не  выполняются требования приказов Минздрава России  от  14  марта
   1996  г.  N  90  и  от  16  августа 2004  г.  N  83  о  направлении
   работников,   занятых  на  работах  с  вредными   производственными
   факторами,    на    обследование   в   специализированные    центры
   профессиональной патологии.
       Как  показала практика, работодатели не заключают  договора  на
   проведение   обязательного   психиатрического   освидетельствования
   работников,  в  связи  с чем не выполняется требование  статьи  213
   Трудового кодекса Российской Федерации.
       В  2004  году в Приморском крае страховые выплаты и компенсацию
   дополнительных расходов получали 10673 человек.
       Общие  затраты  лицам, пострадавшим на производстве  вследствие
   несчастных  случаев и профессиональных заболеваний составили  более
   611 млн. рублей, в том числе:
       - ежемесячные страховые выплаты составили 558 млн. рублей;
       - единовременные страховые выплаты - 11 млн. рублей;
       -  дополнительные  расходы,  включая медицинскую  реабилитацию,
   санаторно-курортное лечение и другие виды помощи - 40 млн. рублей.
       Для  дальнейшего  улучшения работы органов, образующих  систему
   исполнительной  власти  края,  по реализации  основных  направлений
   государственной   политики   в   области   охраны   труда   считаем
   необходимым:
   
       1. Руководителям организаций:
       -  обеспечить функционирование системы управления охраной труда
   в  организациях,  взяв  за основу ГОСТ Р ССБТ 12.0.006.2002  "Общие
   требования  к управлению охраной труда в организации" (с изменением
   N 1), введенный в действие с января 2004 года;
       -   обеспечить  безопасную  организацию  работ,   создать   для
   работников допустимые условия труда;
       -  обеспечить  эффективное  использование  средств,  выделенных
   Фондом    социального   страхования   Российской    Федерации    на
   предупредительные  меры  от несчастных случаев  на  производстве  и
   профессиональных заболеваний на 2005 год;
       -  активизировать работу по проведению аттестации рабочих  мест
   по  условиям  труда  с последующей сертификацией  работ  по  охране
   труда;
       - обеспечить реализацию соглашений по охране труда;
       -  в  разделы  охраны труда коллективных договоров  организаций
   включить  мероприятия  по  улучшению  условий  труда  и  социальной
   защиты женщин;
       - обеспечить выполнение приказов Министерства здравоохранения и
   социального развития Российской Федерации "Об утверждении  перечней
   вредных  и  (или) опасных производственных факторов  и  работ,  при
   выполнении   которых  проводятся  предварительные  и  периодические
   медицинские  осмотры  (обследования),  и  порядка  проведения  этих
   осмотров (обследований) от 16.08.2004 N 83;
       -   при  разработке  программ  производственного  лабораторного
   контроля  учитывать  факторы  "Риска"  в  целом  по  предприятию  и
   отдельно по цехам и профессиям.
   
       2.  Руководителям структур, осуществляющим услуги по аттестации
   рабочих  мест по условиям труда обеспечить качественное  проведение
   работ.
   
       3. Руководителям обучающих организаций:
       -  повысить  качество обучения по охране труда  всех  категорий
   слушателей;
       -  продолжить  работу  по  совершенствованию  форм  обучения  и
   проверки  знаний по охране труда. Обеспечить реализацию  требований
   Порядка   обучения   по   охране  труда   работников   организаций,
   утвержденного   совместным   постановлением   Минтруда   России   и
   Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.
   
       4. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на
   проведение государственного контроля и надзора, не допускать  ввода
   в  эксплуатацию объектов, не отвечающих требованиям охраны труда  и
   не  имеющих  проектной  документации  с  положительным  заключением
   государственной экспертизы условий труда.
   
       5. Органам местного самоуправления:
       -  усилить  роль органов по труду в муниципальных  образованиях
   края  для  эффективного  управления  охраной  труда  на  территории
   муниципальных образований;
       -    при   формировании   Уставов   муниципальных   образований
   предусмотреть вопросы социально-трудовых отношений.
   
       6. Администрации Приморского края:
       -   подготовить   закон  Приморского  края,   предусматривающий
   частичную   передачу  государственных  полномочий   по   управлению
   охраной  труда  и государственной экспертизе условий труда  органам
   местного самоуправления;
       -  ускорить  принятие  и внедрение системы  управления  охраной
   труда на территории края;
       - обеспечить бюджетное финансирование в 2005 г. соответствующих
   мероприятий краевой целевой программы "Улучшение условий  и  охраны
   труда в Приморском крае" на 2004 - 2005 годы.
       Настоящая   информация   подготовлена  с   учетом   информаций,
   представленных:
       Государственной инспекцией труда в Приморском крае;
       ГУ   -  Приморское  региональное  отделение  Фонда  социального
   страхования Российской Федерации;
       Управлением  по  технологическому и экологическому  надзору  по
   Приморскому краю;
       Управлением   государственного   пожарного   надзора   главного
   управления МЧС Российской Федерации по Приморскому краю;
       Территориальным  управлением Федеральной службы  по  надзору  в
   сфере   защиты  прав  потребителей  и  благополучия   человека   по
   Приморскому краю;
       ФГУ  "ДВ  центр  государственного санитарно-эпидемиологического
   надзора на водном и воздушном транспорте";
       Комитетом  по  труду  и демографической политике  Администрации
   Приморского края.
   
                     Руководитель рабочей группы по подготовке вопроса
                  на заседание МВК по охране труда в Приморском крае -
                                     заместитель председателя комитета
                                   по труду и демографической политике
                                        Администрации Приморского края
                                                        В.Г.ЗИМБУРСКИЙ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz