Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Приморского края

Архив (обновление)

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ГОСТРУДИНСПЕКЦИИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ОТ 01.02.2006 N 20/1-578 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОТЧЕТУ ПО ФОРМЕ N 1-ГИТ О РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В 4 КВАРТАЛЕ 2005 Г.

(по состоянию на 15 августа 2006 года)

<<< Назад


                       ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ
                        ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
                                   
                             <ИНФОРМАЦИЯ>
                    от 1 февраля 2006 г. N 20/1-578
                                   
            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОТЧЕТУ ПО ФОРМЕ N 1-ГИТ
               О РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
                В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В 4 КВАРТАЛЕ 2005 Г.
   
       Во  исполнение  ст.  ст.  2, 37, 45,  Конституции  РФ,  ТК  РФ,
   Положения  о  Федеральной  службе по труду  и  занятости,  в  целях
   реализации  Послания  Президента Российской Федерации  В.В.  Путина
   Федеральному    Собранию   Российской   Федерации   Государственная
   инспекция   труда   в   Приморском  крае  продолжает   осуществлять
   государственный   надзор  и  контроль  за   соблюдением   трудового
   законодательства   и  иных  нормативных  актов,  содержащих   нормы
   трудового  права  в  целях защиты трудовых  прав  граждан,  включая
   право на безопасные условия труда.
       Работа Государственной инспекции труда в 2005 г. осуществлялась
   в   соответствии   с  планом.  Показатели  работы   Государственной
   инспекции  отражены  в  отчете по форме  1-ГИТ.  Анализ  выявленных
   нарушений     показывает,     что     соблюдение     работодателями
   законодательства  о  труде  и  охране  труда  в   Приморском   крае
   продолжает оставаться острой социальной проблемой.
       На территории Приморского края общая численность работодателей,
   зарегистрированных  в  Государственном  учреждении   -   Приморском
   региональном   отделении   Фонда   социального   страхования    РФ,
   составляет  46,9 тысяч (из них финансово-хозяйственную деятельность
   с  использованием  наемной рабочей силы в  2005  году  осуществляли
   около 22 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей).
       Общая   численность   занятых  в  них  работников   по   данным
   Приморского  отделения Государственной статистики составляет  985,5
   тысяч человек.
       За  2005 год Государственной инспекцией труда в Приморском крае
   из  22  тыс.  организаций проверено 3390 или 15,4% (в 2004  году  -
   15,8%), в том числе проверено 374 государственных организации  (11%
   от  общего количества проверенных), 449 - муниципальных (в 2004  г.
   -   14,7%)  (13,2%  от  общего  количества  проверенных),  2567   -
   негосударственных  (в 2004 г. - 73,7%) (75,7% от общего  количества
   проверенных),  660 - бюджетных (из 823 проверенных  государственных
   и  муниципальных  организаций) или (в 2004 году - 21,9%)  19,5%  от
   всех проверенных организаций.
       В  ходе  проведенных  проверок в  2005  г.  выявлено  нарушений
   трудового законодательства всего 30447 (в 2004 г. - 32912).
       Из  общего  количества  проверок  (3390)  и  общего  количества
   нарушений  (30447)  проведено  проверок  и  выявлено  нарушений   в
   организациях (по отраслям):
   
   ------------------------T-----------T-------------T---------------T----------------------¬
   ¦         Вид           ¦  кол-во   ¦   Кол-во    ¦   Кол-во      ¦   кол-во проверок    ¦
   ¦    экономической      ¦ проверок  ¦  нарушении  ¦ нарушений на  ¦   кол-во нарушен.    ¦
   ¦     деятельности      ¦           ¦             ¦  1 проверку   ¦   кол-во нар. на 1   ¦
   ¦                       ¦           ¦             ¦               ¦   проверку в 2004 г. ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦промышленность         ¦        493¦         4202¦            8,5¦668/5947/8,9          ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦строительство          ¦        286¦         3559¦           12,4¦257/2879/11,2         ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦транспорт              ¦        280¦         2287¦            8,2¦291/2254/7,7          ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦связь                  ¦         26¦          181¦            7  ¦ 38/271/7,1           ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦сельск. хозяйство      ¦        153¦         1893¦           12,4¦181/2497/13,8         ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦лесное хозяйство       ¦        150¦         1404¦            9,4¦119/1261/10,6         ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦рыбная пром-сть и      ¦        298¦         1695¦            5,7¦345/1984/5,7          ¦
   ¦хозяйство              ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦дорожно-шоссейное      ¦         30¦          189¦            6,3¦ 19/140/7,4           ¦
   ¦хоз-во                 ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦торговля и обществ.    ¦        575¦         5809¦           10,1¦505/5699/11,3         ¦
   ¦питание                ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦Материально-технич.    ¦         22¦          357¦           16,2¦ 23/376/16,3          ¦
   ¦снабжение              ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦ЖКХ и бытовое          ¦        325¦         2447¦            7,5¦284/2447/8,6          ¦
   ¦обслуживание           ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦здравоохранение        ¦        165¦         1222¦            7,4¦175/1739/9,9          ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦социальное             ¦         38¦          484¦           12,7¦ 48/647/13,4          ¦
   ¦обслуживание,          ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   ¦физкультура, спорт и   ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   ¦др.                    ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦образование            ¦        299¦         1880¦            8,6¦169/1889/11,1         ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦культура и искусство   ¦         40¦          228¦            5,7¦ 46/506/11            ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦наука и научное        ¦         12¦          137¦           11,4¦ 12/41/3,4            ¦
   ¦обеспечение            ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦финансы, кредит, и др. ¦         10¦           88¦            8,8¦ 23/104/4,5           ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦органы государственной ¦         66¦          501¦            7,6¦153/1309/8,5          ¦
   ¦власти, управления и   ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   ¦местного самоупр.      ¦           ¦             ¦               ¦                      ¦
   +-----------------------+-----------+-------------+---------------+----------------------+
   ¦др. отрасли            ¦        202¦         1884¦            9,3¦126/922/7,3           ¦
   L-----------------------+-----------+-------------+---------------+-----------------------
   
       При   этом   в   государственных  организациях  по  результатам
   проведенных проверок в 2005 году выявлено 3734 нарушения или  12,1%
   от   общего   количества  выявленных  (в  2004  г.  -   11,3%),   в
   муниципальных  -  3514  нарушений или 11,4%  от  общего  количества
   выявленных  (в  2004  г.  -  10,7%), в  негосударственных  -  23199
   нарушений  или 75,5% от общего количества выявленных (в 2004  г.  -
   70,5%),   в  бюджетных  -  6402  или  88,3%  от  общего  количества
   выявленных в государственных и муниципальных организациях  (в  2004
   г. - 79,2%).
       Таким   образом,  наибольшее  число  нарушений  трудовых   прав
   работников   имело   место  в  следующих   отраслях:   торговля   и
   общественное питание - 5809 (в 2004 г. - 5699), в промышленности  -
   4202  (в 2004 г. - 5947), строительстве - 3559 (в 2004 г. -  2879),
   ЖКХ  и  бытовом  обслуживании  -  2447  (в  2004  г.  -  2254),  на
   транспорте - 2287 (в 2004 г. - 2254), в сельском хозяйстве  -  1893
   (в  2004  г.  -  2497), образовании - 1880 (в 2004 г.  -  1889),  в
   рыбной  промышленности  -  1695  (в  2004  г.  -  1984),  в  лесном
   хозяйстве  -  1404 (в 2004 г. - 1261), здравоохранении  -  1222  (в
   2004 г. - 1739).
       Наибольшее  число нарушений на 1 проверку выявлено в социальном
   обеспечении - 12,7, в строительстве - 12,4, в сельском хозяйстве  -
   12,4,   материально-техническом  снабжении  -  16,2,   торговле   и
   общественном  питании - 10,1, наука и научное обеспечение  -  11,4,
   лесном  хозяйстве - 9,4, в промышленности - 8,5,  в  образовании  -
   8,6, на транспорте - 8,2, в органах государственной власти - 7,6  и
   др.
       Наибольшее число нарушений выявлено по результатам проверки  по
   вопросам: рассмотрение трудовых споров - 2903 (в 2004 г.  -  2264),
   оплаты  труда - 2642 (в 2004 г. - 2291), трудового договора -  2498
   (в  2004  г.  -  2076), обучения и инструктирования  работников  по
   охране труда - 3900 (в 2004 г. - 4272), обеспечения работников  СИЗ
   -   1291   (в  2004  г.  -  1855),  надзора  за  строительством   и
   реконструкцией  производственных объектов  -  1186  (в  2004  г.  -
   1422),  расследование несчастных случаев на производстве - 1762  (в
   2004  г.  - 1851), труда женщин - 1108 (в 2004 г. - 1179), рабочего
   времени и времени отдыха - 808 (в 2004 г. - 715).
       В   сравнении  с  2004  годом  продолжают  лидировать   прежние
   нарушения как в области трудового права, так и по охране труда.
       Наибольшее  количество  нарушений законодательства  по-прежнему
   наблюдается на предприятиях негосударственного сектора экономики  в
   части,   касающейся  оплаты  труда,  трудового  договора,  рабочего
   времени, по вопросам охраны труда.
       По-прежнему  основными  нарушениями по  оплате  труда  являются
   следующие: невыплата заработной платы от 1 до 4 месяцев;  невыплата
   ее   в  сроки,  установленные  ПВТР;  непроизводство  расчетов  при
   увольнении;  установление  минимального размера  заработной  оплаты
   труда  или ниже прожиточного минимума в субъекте федерации; выплата
   основной  части  заработной  платы "в конвертах"  (без  фиксации  в
   бухгалтерских   документах  и  необходимых  отчислений),   невыдача
   расчетных листов.
       В  части  трудового договора имеют место прежние  нарушения:  с
   работниками  не  заключаются трудовые договоры (что характерно  для
   индивидуальных  частных предпринимателей, как  в  крупных  городах,
   так  и  в  сельской  местности); в трудовых  договорах  отсутствуют
   существенные  условия  труда, прежде всего  не  указана  заработная
   плата,  ее  составные части и их размеры, режим  рабочего  времени,
   отдыха,   в   том   числе  отсутствуют  сведения  о  предоставлении
   дополнительных  отпусков, в том числе за  работу  в  южных  районах
   Дальнего  Востока,  трудовые договоры  не  выдаются  работникам  на
   руки.
       Из  анализа побуждений, толкающих работодателей на  эти  и  др.
   нарушения  трудовых прав работников, следует:  на  первом  месте  -
   преследование  личных  корыстных целей в  погоне  за  прибылью,  на
   втором  -  незнание ТК РФ и неумение и нежелание в нем разобраться,
   в  третьих - отсутствие времени для изучения законодательства,  для
   оформления  трудовых  правоотношений и  соблюдения  их  в  процессе
   трудовых   правоотношений,   так  как  все   подчинено   сохранению
   жизнеспособности  предприятия, получению экономической  прибыли  от
   его деятельности.
       Следовательно, работнику самому необходимо иметь минимум знаний
   Трудового  кодекса  РФ:  если работодатель  не  оформляет  трудовой
   договор  или  в  нем  отсутствуют  четко  прописанные  существенные
   условия  труда - не наниматься к этому работодателю, а  при  первых
   признаках  нарушения  трудовых прав - защищать их  предусмотренными
   способами или сразу увольняться от такого работодателя.
       С этой целью государственные инспекторы труда проводят обучение
   работников  знанию  своих  прав в рамках  Трудового  кодекса  путем
   публикации в СМИ статей, в которых разъясняют работникам их  права,
   предусмотренные  в ТК РФ; публикуют списки предприятий,  нарушающих
   трудовые права работников.
       В  центрах занятости на территории Приморского края вывешены на
   стендах     для    трудоустраивающихся    работников    информации,
   разработанные   Государственной   инспекцией   труда,    содержащие
   разъяснения  основных Положений Трудового кодекса  РФ  о  правах  и
   обязанностях работников и работодателей.
       Динамика  работы Государственной инспекции труда  в  Приморском
   крае  по  соблюдению трудового законодательства и иных  нормативно-
   правовых  актов,  содержащих  нормы  трудового  права,  отражена  в
   таблице (в сравнении с 2004 годом).
   
   --------------------------------------------T----------------T-------------------¬
   ¦        Наименование показателей           ¦    2005 г.     ¦      2004 г.      ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Рассмотрено жалоб и других обращений       ¦          1501  ¦             1593  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Проведено проверок                         ¦          3390  ¦             3482  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Общее кол-во выявленных нарушений          ¦         30447  ¦            32912  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Выдано предписаний                         ¦          3950  ¦             4022  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦В том числе правовыми инспекторами         ¦      912/3038  ¦         747/3275  ¦
   ¦(по охране труда)                          ¦                ¦                   ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Привлечено к административной              ¦          2180  ¦             2026  ¦
   ¦ответственности всего                      ¦                ¦                   ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦В том числе правовыми инспекторами по      ¦      643/1537  ¦         592/1434  ¦
   ¦охране труда                               ¦                ¦                   ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Проведено проверок по оплате труда         ¦           740  ¦              653  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Число случаев выплаты задержанной зарплаты ¦           532  ¦              365  ¦
   ¦в результате вмешательства госинспекторов  ¦                ¦                   ¦
   ¦труда                                      ¦                ¦                   ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Кол-во работников, которым выплачена       ¦        117693  ¦           127028  ¦
   ¦задержанная зарплата                       ¦                ¦                   ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Общая сумма произведенных выплат           ¦           834,2¦              688,3¦
   ¦по требованию госинспектора труда          ¦                ¦                   ¦
   ¦(млн. руб.)                                ¦                ¦                   ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Выставлено на работе по требованию         ¦            15  ¦               10  ¦
   ¦госинспекции труда                         ¦                ¦                   ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Отменено наказанных дисциплины взысканий   ¦            29  ¦               60  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Приостановлена работа: организаций         ¦             -  ¦                1  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦В производственных подразделениях          ¦            93  ¦              109  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Эксплуатация единиц оборудования           ¦          1019  ¦             1803  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Расследовано несчастных случаев            ¦           384  ¦              334  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Принято граждан на приеме всего:           ¦          7625  ¦             7763  ¦
   ¦- в т.ч. на территории                     ¦          2347  ¦             2472  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦направлено в суды протоколов по ч. 2       ¦            87  ¦               40  ¦
   ¦ст. 5.27, 19.5 КоАП РФ                     ¦                ¦                   ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Дисквалифицировано                         ¦            33  ¦                7  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Привлечено по результатам проведенных      ¦           142  ¦               65  ¦
   ¦проверок к дисц. ответственности           ¦                ¦                   ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Направлено в органы прокуратуры материалов ¦                ¦                   ¦
   ¦для привлечения к уголовной                ¦                ¦                   ¦
   ¦ответственности всего:                     ¦      448       ¦       398         ¦
   ¦В том числе:                               ¦                ¦                   ¦
   ¦- в связи с нес/случаями на производстве   ¦ 357 (16 возб.) ¦  318 (21 возб.)   ¦
   ¦- за нарушение норм по оплате труда        ¦  83 (40 возб.) ¦   78 (19 возб.)   ¦
   ¦- за другие нарушения трудовых прав:       ¦      8(-)      ¦       2(-)        ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Осуждено: всего,                           ¦            18  ¦                6  ¦
   ¦в том числе:                               ¦                ¦                   ¦
   ¦    - за нарушение норм по оплате труда, за¦             3  ¦                6  ¦
   ¦      другие нарушения ТК РФ               ¦            15  ¦                -  ¦
   +-------------------------------------------+----------------+-------------------+
   ¦Кол-во выступлений и публикаций в СМИ      ¦            78  ¦              132  ¦
   L-------------------------------------------+----------------+--------------------
   
       Таким  образом,  несмотря  на уменьшения  количества  обращений
   работников  в  Государственную инспекцию труда в  Приморском  крае,
   инспекция  труда  активизировала свою работу по  сравнению  с  2004
   годом:  правовыми инспекторами труда в 2005 году выдано предписаний
   на  165  больше;  большее количество должностных и юридических  лиц
   привлечено к административной ответственности на 151, штраф  на  87
   проверок по оплате труда проведено больше, чем в 2004 году; на  167
   увеличилось  число случаев выплаты зарплаты; на 145,9  млн.  рублей
   больше   выплачено   заработной  платы;   на   5   человек   больше
   восстановленных на работе; расследовано несчастных  случаев  на  50
   больше;  в 2005 году в суды направлено протоколов по ч. 2 ст.  5.27
   КоАП  РФ  на  47  больше; дисквалифицировано судами на  26  человек
   больше;  привлечено  к дисциплинированной ответственности  виновных
   должностных  лиц  на  77  человек  больше;  направлено   в   органы
   прокуратуры   на   50  материалов  больше,  в  т.ч.   в   связи   с
   расследованием несчастных случаев - на 39, по оплате труда - 5.  За
   нарушения оплаты труда в 2005 году возбуждено на 21 уголовное  дело
   больше, осуждено за указанные нарушения на 12 человек больше.
   
                      Анализ совместной работы с
              правоохранительными и др. органами контроля
   
   ----------------------T---------------T---------------¬
   ¦  Надзорные органы   ¦    2005 г.    ¦    2004 г.    ¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Прокуратура          ¦            183¦            202¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Госгортехнадзор      ¦             19¦             34¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Госсанэпиднадзор     ¦             63¦             73¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Пожарный надзор      ¦             60¦             82¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Архстройнадзор       ¦             77¦             89¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Органами по труду    ¦            423¦            333¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Налоговой инспекцией,¦              -¦              2¦
   ¦Финансовыми органами ¦               ¦               ¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Служебной занятости  ¦              1¦              4¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Профсоюзами          ¦            163¦            109¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Др. органами         ¦            207¦            209¦
   +---------------------+---------------+---------------+
   ¦Итого:               ¦           1256¦           1024¦
   L---------------------+---------------+----------------
   
       По  сравнению  с  2004 годом количество совместных  проверок  с
   органами  по  труду  увеличилось в связи с активизацией  работы  по
   проведению  проверок  по оплате труда, по расследованию  несчастных
   случаев на производстве.
   
       Картина   практической  деятельности  по  выдаче  и  исполнению
   предписаний   работниками   Государственной   инспекции   труда   в
   Приморском  крае  в 2005 году (по сравнению с 2004 годом)  выглядит
   следующим образом:
   
   --------------------------------T---------------T---------------¬
   ¦         Наименование          ¦    2005 г.    ¦    2004 г.    ¦
   +-------------------------------+---------------+---------------+
   ¦Выдано предписаний всего       ¦          3950 ¦          4022 ¦
   +-------------------------------+---------------+---------------+
   ¦Из них выдано:                 ¦               ¦               ¦
   ¦- правовыми инспекторами       ¦          912  ¦          747  ¦
   ¦исполнено                      ¦          820  ¦          704  ¦
   ¦процент исполнения             ¦           89,9¦           94,2¦
   ¦                               ¦               ¦               ¦
   ¦- инспекторами по охране труда ¦         3038  ¦         3275  ¦
   ¦исполнено                      ¦         2689  ¦         3077  ¦
   ¦процент исполнения             ¦           88,5¦           93,9¦
   L-------------------------------+---------------+----------------
   
       В  2005 году взыскано и перечислено в федеральный бюджет 3205,0
   тыс.  руб.  (средний размер наложенных штрафов 1,63 тыс.  руб.),  в
   2004  году  - 2658,8 тыс. руб. (средний размер штрафа - 1,553  тыс.
   руб.)
       В  течение  2005  года  к административной  ответственности  за
   нарушение   законодательства  о  труде  и  по  охране  труда   было
   привлечено  2180  должностных и юридических лиц, из  них  правовыми
   инспекторами  - 643, инспекторами по охране труда -  1537  (в  2004
   году  соответственно 2026 чел., 592 чел., 1434 чел.). За  2005  год
   отменено  постановлений о наложении штрафа всего 9 (в 2004  году  -
   17),  из них руководством Государственной инспекции труда  -  3  (в
   2004 году - 4), судом - 6 (в 2004 году - 13).
       Практика   привлечения   к   административной   ответственности
   государственными   инспекторами  наработана,   для   предотвращения
   случаев  отмены  наложенных административных  штрафов  руководством
   Государственной  инспекцией труда в Приморском крае  разработано  и
   применяется   инспекторским  составом  практическое   пособие   для
   применения  Административного кодекса РФ, 2 раза в  год  проводятся
   обучающие  семинарские  занятия со всем инспекторским  составом  со
   сдачей зачетов.
       Тем  не  менее,  3 постановления о назначении административного
   наказания  были  отменены  руководством  Государственной  инспекции
   труда   в   Приморском  крае:  по  одному  из  них   в   материалах
   административного   дела  отсутствовали   сведения   о   надлежащем
   извещении  лица,  привлеченного к административной ответственности;
   по  второму  -  в содержании постановления отсутствовали  сведения,
   содержащие  описание состава административного  правонарушения,  не
   были указаны статьи ТК РФ, нарушенные работодателем; по третьему  -
   постановление было вынесено в нарушение ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
       Судами  отменено за год 6 постановлений о наложении штрафов  по
   различным   основаниям,  в  том  числе:  в  связи  с   ненадлежащим
   извещением должностных лиц о месте и времени рассмотрения  дела,  о
   наложении  штрафа на сотрудника милиции и аттестованного сотрудника
   Министерства   обороны   РФ,  а  также  по  жалобам   руководителей
   бюджетных  организаций,  в  которых не  выплачивалась  своевременно
   заработная  плата  по вине администраций муниципальных  учреждений,
   своевременно    не    перечисливших   денежные    средства,    одно
   постановление  правового  инспектора  труда  решением  суда  города
   Арсеньева оставлено в силе, но решением судьи судебной коллегии  по
   гражданским  делам Приморского краевого суда признано незаконным  и
   отменено   по   тем   основаниям,  что  в  действиях   работодателя
   отсутствовала  вина  в  виде  умысла или неосторожности,  поскольку
   финансирование   предприятия   полностью   зависело   от    наличия
   Государственного  заказа  и  от  финансирования  его   со   стороны
   государства.
       Исходя из общего количества проведенных проверок - 3390 и  2180
   наложенных  штрафов,  почти  каждая  вторая  проверка  оканчивалась
   привлечением к административной ответственности. Из 2180 штрафов  -
   456 наложено за нарушение законодательства об оплате труда.
       Всего   в   2005  году  взыскано  штрафов  3205,0  тыс.   руб.,
   невзысканных штрафов - 237 на общую сумму 359 тыс. руб.  (по  части
   из   них  не  истек  срок  исполнения,  по  остальным  -  материалы
   направлены  в  службу  судебных приставов,  находятся  на  контроле
   госинспекторов).
       В  течении  2005 года направлено в мировые суды 87  протоколов,
   составленных о правонарушениях, предусмотренных пп. 16 части 2  ст.
   28.3  КоАП  РФ, в том числе 85 - по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.  Принято
   судами  решений о привлечении к административной ответственности  -
   35,  в  том  числе  о  дисквалификации  -  33.  Так,  за  нарушение
   законодательства об оплате труда дисквалифицирован сроком на 1  год
   Каданников  О.И. - генеральный директор ООО "Владивостокский  завод
   строительной  керамики",  сроком на  1  год  -  В.М.  Святонский  -
   директор  ООО  СКЗ "Ремтранс", сроком на 2 года -  А.С.  Гостеев  -
   генеральный директор ЗАО "Трансморепродукт" и др.
       Анализ  решений  Мировых  судей (из 87 направленных  протоколов
   только 33 должностных лица дисциплинировано) показывает, что  судьи
   зачастую  избирают  субъективный подход к разрешению  дела,  больше
   руководствуются  собственными эмоциями и жалобами должностных  лиц,
   на которые составлены протоколы, учитывают не требования закона,  а
   субъективную  сторону  правонарушения (население  не  заплатило  за
   услуги   ЖКХ,   не   заплатили  за  оказанную   услугу   заказчики,
   работодатель  в  предпенсионном возрасте и хорошо  характеризовался
   ранее,  обещает устранить нарушение и не допускать их в дальнейшем,
   погодные  условия  не  позволили вырастить  хороший  урожай  и  так
   далее), поэтому производят переквалификацию и штрафуют сами  или  в
   соответствии  со  ст.  2.9 КоАП РФ освобождают от  административной
   ответственности и ограничиваются устным замечанием, или  прекращают
   дела   за  отсутствием  состава  правонарушения,  даже  не  вызывая
   инспектора.
       Некоторые  административные дела слушаются мировыми судьями  по
   несколько месяцев (например, ООО "Кровля", мировой судья Лузнюк).
       Поскольку  в  соответствии с КоАП РФ государственный  инспектор
   труда  не  является  стороной в деле, путем  подачи  частных  жалоб
   прокурорам  районов  и  в связи с принесением  ими  протестов,  ряд
   решений  мировых судей был отменен, а должностные лица  предприятий
   дисквалифицированы,  например,  определение   судьи   Лузнюк   было
   отменено,     а    руководитель    предприятия    Н.А.     Нагорный
   дисквалифицирован   сроком  на  1  год.  Судом   общей   юрисдикции
   постановление оставлено в силе.
       В  соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ копия вступившего  в  силу
   постановления о дисквалификации направляется вынесшим его  судом  в
   орган,  уполномоченный  Правительством РФ (УВД  Приморского  края),
   для     формирования    этим    органом    и    видения     реестра
   дисквалифицированных  лиц,  а исполнять постановление  суда  должен
   сам  дисквалифицированный путем прекращения управления  юридическим
   лицом.
       Однако, на деле дисквалифицированные лица не хотят этого делать
   и  продолжают  управлять юридическим лицом, потому что  отсутствует
   орган,   который  должен  проверять  исполнение  решения   суда   о
   дисквалификации,  таким  образом решение  суда  не  исполняется,  а
   судьи  не направляют свои постановления для исполнения, так как  не
   знают,  кому их направлять (кроме Государственной инспекции  труда,
   которая   не   является  таким  органом).  Видимо,   эта   проблема
   характерна  не только для Приморского края, но никаких изменений  в
   этой  области  не  произошло, проблема не решена,  в  том  числе  и
   Администрацией Приморского края, которую Государственная  инспекция
   труда   информировала   о   сложившейся   ситуации   и   предлагала
   рассмотреть этот вопрос, принять необходимое решение.
       По  результатам проведенных проверок на основании представлений
   госинспекторов  за допущенные нарушения трудового  законодательства
   должностные  лица  юридических лиц все привлечены к  дисциплинарной
   ответственности (всего - 142).
       С   органами   прокуратуры  Государственная   инспекция   труда
   взаимодействует   следующими   путями:   участвует   в   проведении
   совместных  проверок (103) (инициатива может быть  с  одной  или  с
   другой   стороны);   проводит  проверки  по   требованиям   органов
   прокуратуры,  поступающим  в  Государственную  инспекцию  труда  по
   почте   или   факсом   с   установленными  сроками   исполнения   и
   предоставления материалов проверок, которые прокуратура  использует
   для   дачи   ответов   обратившимся  к   ним   заявителями   (210),
   рассматривает административные дела по постановлениям прокуроров  о
   возбуждении  административного производства в отношении  конкретных
   работодателей  по  ч.  1  ст.  5.27  КоАП  РФ;  дает  заключения  о
   законности  и  соответствии  ТК  РФ  локальных  нормативных   актов
   работодателей  (определенных организаций, по  которым  прокуратурой
   проводится  проверка);  представляет  в  прокуратуру  информацию  о
   состоянии  трудового законодательства, охраны  труда  в  Приморском
   крае.
       Так, в 2005 г. нами рассмотрено 175 постановлений прокуроров  о
   возбуждении  административного производства; направлено  материалов
   для  возбуждения уголовных дел - 448 (в 2004 г. - 398),  из  них  в
   связи  с  несчастными случаями на производстве - 357, за  нарушение
   норм  по  оплате  труда - 83 (в 2004 г. составлено 78).  Возбуждено
   уголовных  дел  по ст. 143 УК РФ - 16, осуждено  -  3  (в  2004  г.
   соответственно 21 и 6). Возбуждено уголовных дел по  ст.  145.1  УК
   РФ - 40, осуждено - 15 (в 2004 г. возбуждено 19).
       Например,    по    материалам,   направленным   Государственной
   инспекцией   труда   в   прокуратуру   Первомайского   района    г.
   Владивостока,  14.01.2005 возбуждено уголовное  дело  по  признакам
   преступления,  предусмотренного ст. 145.1 УК РФ по факту  невыплаты
   заработной  платы работникам ООО "Курган" в отношении  генерального
   директора   предприятия  Д.Л.  Долиева.  По   приговору   суда   от
   03.06.2005 Д.Л. Долиев осужден к 2 годам лишения свободы условно  с
   испытательным сроком 3 года.
       28.01.2005  по  материалам  проверки Государственной  инспекции
   труда   Первореченской  прокуратурой  г.  Владивостока   возбуждено
   уголовное дело по факту невыплаты зарплаты работникам ООО  "Восток-
   Импорт" по ст. 145.1 УК РФ в отношении генерального директора  А.С.
   Смосюк.  05.05.2005 А.С. Смосюк осужден к 3 годам  лишения  свободы
   условно, с испытательным сроком 3 года.
       13.05.2005  по факту невыплаты заработной платы работникам  ЗАО
   "Новый  мир  -  СИ-Фуд" по материалам, направленным Государственной
   инспекцией  труда  прокуратурой ЗАТО "Большой  Камень",  возбуждено
   уголовное  дело  по  ст.  145.1 УК РФ в  отношении  директора  С.И.
   Шароватова. 08.07.2005 С.И. Шароватов осужден к штрафу  25000  тыс.
   рублей.
       22.04.2005  по факту невыплаты работникам заработной  платы  ЧП
   "БОЮЛ"  по  материалам  проверки  Государственной  инспекции  труда
   прокуратурой г. Уссурийска возбуждено уголовное дело по  ст.  145.1
   УК  РФ.  Директор Б.М. Гурдаев 17.06.2005 осужден к штрафу 50  тыс.
   рублей.
       08.08.2005  по  факту  невыплаты  зарплаты  работникам  "Артель
   старателей  СИЛТ" по материалам проверки Государственной  инспекции
   труда  прокуратурой Приморского края возбуждено уголовное  дело  по
   ст.  145.1  УК  РФ  в  отношении директора А.А.  Михайловича.  Дело
   находится в суде в стадии рассмотрения.
       По  основной  массе  материалов,  направленных  Государственной
   инспекцией   труда   в  прокуратуры  Приморского   края,   вынесены
   постановления   об   отказе  в  возбуждении  уголовного   дела   за
   отсутствием    состава    преступления   и   основным    аргументом
   следователей  при вынесении этих постановлений является  отсутствие
   корыстных  побуждений работодателей на присвоение или использование
   денежных средств (зарплаты работников).
       Государственной инспекцией труда в Приморском крае неоднократно
   обжаловались  постановления следователей  прокуратуры,  однако  эти
   постановления   оставлялись  в  силе  по  тем  же  указанным   выше
   основаниям.
       Информирование и консультирование граждан по вопросам трудового
   законодательства    осуществляется   работниками    Государственной
   инспекции   труда  через  средства  массовой  информации   (газеты,
   телевидения,  радио),  путем  приема в  помещениях  Государственной
   инспекции  труда,  в помещениях муниципальных образований,  центров
   занятости,  на  предприятиях, учреждениях и организациях,  а  также
   путем   участия   в   семинарах,  организовываемых   предприятиями,
   учреждениями, путем чтения лекции по просьбе администраций  края  и
   муниципальных образований.
       В течении 2005 г. 68 гражданам было оказана правовая помощь при
   подготовке  к рассмотрению их исков по трудовым делам  в  судах  (в
   2004  г.  -  76),  из  них 36 исков удовлетворено.  Кроме  того,  в
   течении  2005  г. в Государственную инспекцию труда  систематически
   поступали  запросы с просьбой разъяснить те или иные  положения  ТК
   РФ,  оказать  правовую  помощь  в разрешении  определенных  спорных
   ситуаций,   возникших  между  работниками  и  работодателями.   Все
   запросы   удовлетворены,   работникам   и   работодателям   оказана
   требуемая ими необходимая правовая помощь.
       В  течении  2005  г.  было проведено 366 проверок  по  вопросам
   рассмотрения  жалоб  и других обращений работников  (в  2004  г.  -
   408), из них только 265 (в 2004 г. - 282) признаны обоснованными  и
   удовлетворены, процент обоснованности - 72 (в 2004 г. - 69,1).
       Всего  в  2005  г.  поступило  1501  писем,  из  них  закончены
   рассмотрением 1453 или 96,8 от поступивших; 18 - переадресовано  по
   принадлежности,  30  -  находилось  на  момент  окончания  года  на
   рассмотрении.
       Из  1501  обращения 1020 разрешены положительно, по 12  -  меры
   приняты,  по  217  -  даны разъяснения, по  204  -  отказано,  1211
   рассмотрены с выездом на место. С нарушением сроков рассмотрено  71
   обращение.
       С  представителями профсоюзов Государственная  инспекция  труда
   участвует  в  проведении совместных проверок, дает  им  разъяснения
   (при  получении запросов), принимает меры по письменным  обращениям
   руководителей    профсоюзов   о   неисполнении   их   представлений
   работодателями   -   проводит  проверки,  выдает   предписания   об
   устранении   нарушений   трудовых   прав   работников,    например,
   "Электропрофсоюз" ОАО "Дальэнерго", 322 авиаремонтный завод и т.д.
       Во   всех   региональных   коллегиях  территориальных   органов
   Федеральных  органов исполнительной власти при Главном  Федеральном
   инспекторе  по  Приморскому  краю  Е.А.  Авакумьянце  в   2005   г.
   Государственная инспекция труда принимала участие.
   
      Анализ ситуации с выплатой работодателями заработной платы
                              работникам
   
       В  2005 г. было проведено проверок по оплате труда всего 740 (в
   2004  г.  -  653),  в  ходе  которых выявлено  2462  нарушения,  по
   результатам   проведенных  проверок  выдано  740   предписаний   об
   устранении  выявленных нарушений. В 532 случаях  117693  работникам
   выплачена  задержанная заработная плата на общую сумму  834,2  млн.
   руб.
       По  данным  Госкомитета  по статистике Приморского  края  на  1
   января  2006 г. общий размер задолженности по сравнению  с  данными
   на  1  декабря  2005  г.  уменьшился на 70 млн.  руб.  (на  27%)  и
   составил  190,6  млн.  руб. Задолженность из  Федерального  бюджета
   уменьшилась  на  47,1%,  а  из  краевого  и  местных   бюджетов   -
   ликвидирована полностью.
       Задолженность  снизилась  по  всем  видам  деятельности,  кроме
   организаций  по производству одежды, культуре. Наибольшее  снижение
   задолженности   отмечено   в   организациях   по   производству   и
   распределению  электроэнергии,  газа  и  воды  (на  72%),  машин  и
   оборудования (на 62%), здравоохранения (на 60%).
       За  декабрь  2005  г. объем задолженности по  заработной  плате
   снизился  в  19  из  36 городов и районов края. В городах:  Большом
   камне,      Дальнегорске,     Дальнереченске,      Спасске-Дальнем,
   Ковалеровском, Кировском, Лесозоводском, Ольгинском,  Партизанском,
   Пограничном,   Тернейском   районах   задолженность   ликвидирована
   полностью.
       Задолженность по оплате отпускных, заработной платы  работникам
   образования  и  здравоохранения из  бюджета  субъекта  Федерации  в
   Приморье отсутствует.
       Задолженность   по   зарплате  имеет  место   во   внебюджетных
   организациях   края  и  в  нескольких  организациях,  финансируемых
   Министерством обороны России.
       В   структуре  общей  задолженности  наибольших  размеров   она
   достигает:  филиал  разрез "Западный" ООО  "Дальтэкинвест"  -  1289
   тыс.  рублей,  ФГУСП "Западное" Министерство обороны России  -  760
   тыс.  руб.,  ЗАО  "Евгеньевское"  (с/х)  -  603  тыс.  руб.,  ФГУСП
   "Романовское" Министерства обороны России - 537 тыс. руб.,  ОАО  ХК
   "Дальморепродукт"  -  56225 тыс. руб., ОАО ХК "Дальзавод"  -  74200
   тыс.  руб.,  ОАО "Домостроительный комбинат - Приморский  завод"  -
   458  тыс.  руб., ОАО "Судоремонтный комплекс - Приморский завод"  -
   5239  тыс.  руб.,  ОАО  "Машиностроительный комплекс  -  Приморский
   завод"   -   523  тыс.  руб.,  ООО  "Инфраструктурный  комплекс   -
   Приморский  завод" - 1030 тыс. руб., филиал ФГУП ДВСУ  Министерства
   обороны  РФ  -  237 УНР - 880 тыс. руб., ФГУП "30 СРЗ" Министерства
   обороны России - 3528 тыс. руб.
       Итого  долг  по  заработной плате на указанных  предприятиях  в
   структуре  общего долга по краю составляет - 145292 тыс.  руб.  или
   76,2%.
       В течении 2005 г. по результатам проделанной инспекцией работы,
   полностью  погашены  долги по заработной  плате  в  "Преображенской
   базе тралового и рефрижераторного флота" - более 12 млн. руб.,  ОАО
   ААК  "Прогресс"  - более 15 млн. рублей, ОАО "Аскольд"  -  более  2
   млн.  рублей, снижен долг по заработной плате в ОАО ХК  "Дальзавод"
   более чем на 1,5 млн. руб., в ОАО ХК "Дальморепродукт" - более  чем
   на  14 миллионов рублей, в ФГУП "30 СРЗ" Министерства обороны РФ  -
   на 22 с половиной миллиона рублей и др.
       В  общей  сумме задолженности по зарплате в крае 10,1% занимают
   долги  по  заработной  плате на предприятиях-банкротах  работникам,
   которые  уволены, но расчет при увольнении с ними в  полном  объеме
   не произведен.
       Это   МУП  МПКХ  Надеждинского  района  -  8  млн.  руб.   АООТ
   "Лермонтовская  горнорудная  компания"  -  3998  тыс.   руб.,   ОАО
   "Лучегорскстрой"   Пожарского  района  -   631   тыс.   руб.,   МУП
   "Водоканал"  г.  Арсеньева - 1512 тыс. руб., ОАО  "Рэкомп"  -  4651
   тыс.  рублей, ЗАО "Работница" - 490 тыс. рублей, итого - 19282 тыс.
   рублей.
       Долг  предприятий ЖКХ края в общей сумме долга составляет  8645
   тыс. рублей или 4,6%.
       Основная масса предприятий сельского хозяйства края имеют  долг
   по  зарплате,  который в совокупности составляет 11,4  млн.  рублей
   или  6%  от общей задолженности. Этот долг предприятия рассчитывали
   погасить   после   продажи  урожая  сои,  на  выращивании   которой
   специализируется  сельское хозяйство Приморья,  однако  в  связи  с
   закупкой  сои по решению Минэкономразвития за границей,  Приморская
   соя  не находит рынков сбыта, и предприятия вынуждены продавать  ее
   по   заниженным   ценам,   не  получив   прибыли   и   не   погасив
   образовавшиеся долги.
       Во  всех  без исключения предприятиях - должниках края  прибыли
   Государственные  инспекторы труда (предприятия закреплены  за  ними
   распоряжением  руководителя  Государственной  инспекции   труда   в
   Приморском  крае), провели соответствующие проверки,  приняли  меры
   реагирования:  выдавались  предписания,  виновные  привлекались   к
   административной, дисциплинарной ответственности, по части  из  них
   были    составлены    протоколы   на    дисквалификацию    и    они
   дисквалифицированы на основании постановлений мировых судей.
       При наличии состава преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК
   РФ, материалы направились соответствующим прокурорам.
       В    течении   2005   г.   Государственной   инспекцией   труда
   осуществлялся мониторинг оплаты труда работников бюджетной сферы  -
   образования  и  здравоохранения  в  связи  с  повышением   зарплаты
   указанных     категорий    работников.    Результаты    мониторинга
   направлялись  в Роструд. В ходе проверок по указанному  направлению
   были  выявлены  нарушения  трудовых  прав  работников  образования,
   выразившиеся   в  недоначислении  им  зарплаты  в  соответствии   с
   порядком,   утвержденным  постановлением  Губернатора   Приморского
   края,  в  связи  с  чем не произошло в течении 2005  г.  увеличения
   зарплаты   на  31%,  а  только  на  20  -  25%.  Нами  направлялись
   соответствующее   представления  прокурору   Приморского   края   о
   принятии мер прокурорского реагирования.
       Государственной  инспекцией труда в Приморском крае  продолжают
   осуществляться   совместно   с  Администрацией   Приморского   края
   мероприятия  по  реализации совместного плана работы  по  погашению
   долгов  по зарплате в крае, с работодателями проводятся занятия  по
   разъяснению  Трудового  кодекса РФ, в том числе  в  целях  создания
   локальных  нормативных  актов  по оплате  труда,  предусматривающих
   индексацию  зарплаты для ее повышения, вывода из "тени",  доведения
   до  прожиточного минимума в Приморском крае, увеличению поступлений
   в бюджет края, пенсионный и социального страхования фонды.
   
             Результаты надзорно-контрольной деятельности
    за соблюдением трудовых прав женщин и работников в возрасте до
                                18 лет
   
       В  2005 г. из общего количества тематических и целевых проверок
   по  вопросам соблюдения трудовых прав женщин проведено  54,  в  том
   числе   это   направление  проверялось  в  ходе  1428   комплексных
   проверок,  выявлено 1108 нарушений, из них по правовым  вопросам  -
   29, остальные - в области охраны труда.
       Нарушения  в  области охраны труда отражены в  разделе  "охрана
   труда".
       Характерными   нарушениями  трудовых   прав   женщин   являлись
   следующие:
       Например, в нарушении ст. 261 ТК РФ руководителем ООО "Альтаир"
   уволена по п. 2 ст. 81 ТК РФ беременная женщина (Мезенцева Ю.В.)  -
   выдано  предписание  -  отменить  об  увольнении  (Мезенцева   Ю.В.
   восстановлена  на  работе 13.10.2005), оплатить вынужденный  прогул
   (ст. 234 ТК РФ), предписание исполнено.
       В отношении директора ООО "Альтаир" Щербакова Олега Викторовича
   в  Ленинскую  прокуратуру г. Владивостока  направлены  материалы  о
   возбуждении   уголовного  дела  по  ст.  145  УК   РФ   (увольнение
   беременной  женщины)  и  по ст. 145.1 УК РФ  (невыплата  Мезенцевой
   Ю.В.  заработной  платы  за апрель, май, июнь  -  2005  г.  -  5611
   рублей).
       Руководителем ООО "Прим Такси" по причине беременности  уволена
   Сучкова  И.С.  - незаконно отстранена от работы, то  есть  испытала
   морально-психологическое   давление,   под   этим   давлением   она
   вынужденно  написала  заявление  об  увольнении,  не  имея  на   то
   желания.  Руководителю  выдано предписание  -  отменить  приказ  об
   увольнении Сучковой И.С. (01.11.2005 Сучкова И.С. восстановлена  на
   прежнее  место  работы), оплатить ей время вынужденного  прогула  в
   соответствии со ст. 234 ТК РФ (выплачено - 2400 рублей).
       В   отношении  директора  ООО  "Прим  Такси"  Бралеева   Андрея
   Николаевича    в   Первореченскую   прокуратуру   г.   Владивостока
   направлены  материалы о возбуждении уголовного дела по ст.  145  УК
   РФ (необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности).
       Имеются   случаи   нарушения   сроков   выплаты   пособий    по
   государственному социальному страхованию в период отпуска по  уходу
   за  ребенком, в нарушение ст. 256 ТК РФ (ООО "Восточная  медицина")
   и множество других организаций частной формы собственности.
       По  результатам  проведенных проверок  выдавались  предписания.
   Виновные    должностные   лица   привлечены   к    административной
   ответственности, предписания исполнены, штрафы оплачены.
       Большинство  заявлений и жалоб, поступивших  в  Государственную
   инспекцию труда в течении 2005 г., поступило от женщин. Большая  их
   часть  -  в  связи  с невыплатой зарплаты, отпускных,  расчета  при
   увольнении,   остальные   -   о   законности   применения   к   ним
   дисциплинарных  взысканий, о задержки выдачи  трудовой  книжки  при
   увольнении,  о  непредоставлении  отпусков,  о  восстановлении   на
   работе,  о  неоплате  вынужденного простоя по вине  работодателя  и
   т.д.
       Все  поступившие в Государственную инспекцию труда в Приморском
   крае  обращения женщин рассмотрены, по ним проведены проверки,  при
   подтверждении  фактов  нарушений выдавались  предписания,  виновные
   должностные    лица    привлекались    к    административной    или
   дисциплинарной ответственности.
       В   2005   г.   по   вопросу   о   соблюдении   трудовых   прав
   несовершеннолетних  в  рамках комплексных и  целевых  проведено  56
   проверок,  он также проверял в ходе 1428 комплексных проверок.  При
   этом   было   выявлено   339  нарушений,   которые   устранены   по
   предписаниям  Государственной  инспекции  труда  (в  2004  г.  было
   проведено 23 проверки, выявлено 123 нарушения).
       Из  указанных  выше  - 21 проверку провели правовые  инспекторы
   труда, которые выявили 112 нарушений.
       Нарушения  в отношении несовершеннолетних в области  охраны  их
   труда отражены в разделе "охрана труда".
       Практически все проверки проводились в период летних каникул, в
   период трудоустройства несовершеннолетних на это время.
       Поэтому  все  выявленные  нарушения  отражены  в  пояснительной
   записке за 3 квартал 2005 г.
       В  4  квартале  2005 г. поступало только одно обращение  матери
   несовершеннолетнего  Федорова И. в связи с  тем,  что  работодатель
   выплатила ему зарплату меньше, чем было оговорено между ними  устно
   (ребенок  в  июле  убирал пляж от мусора). Несмотря  на  отсутствие
   документов,  подтверждающих факт работы Федорова  И.,  по  указанию
   инспектора   труда,  проводившего  проверку,  ему  было   выплачена
   разница.
   
                            Правовая работа
                                   
      Цифровой анализ работы правового отдела выглядит следующим
                               образом:
   
   -------------------------------T-----------------------T----------------------¬
   ¦     Направления работы       ¦        2005 г.        ¦        2004 г.       ¦
   ¦                              ¦  проверок/нарушений   ¦  проверок/нарушений  ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Проведено проверок всего      ¦       921/5103        ¦       806/4662       ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Из них: комплексных           ¦         318           ¦         217          ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Тематических                  ¦         160           ¦         226          ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Целевых                       ¦         443           ¦         363          ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Из общего кол-ва тематических ¦         2/1           ¦         1/27         ¦
   ¦и целевых проведено по        ¦                       ¦                      ¦
   ¦вопросам: коллективных        ¦                       ¦                      ¦
   ¦переговоров                   ¦                       ¦                      ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Колдоговоров                  ¦         9/74          ¦        8/699         ¦
   ¦и соглашений                  ¦                       ¦                      ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Трудового договора            ¦       193/2259        ¦       171/1586       ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Рабочего времени и            ¦        46/744         ¦        38/839        ¦
   ¦времени отдыха                ¦                       ¦                      ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Оплата труда                  ¦       263/1307        ¦       329/993        ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Гарантии и компенсации        ¦        41/251         ¦        35/188        ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Дисциплина труда и трудового  ¦        17/239         ¦        24/217        ¦
   ¦распорядка                    ¦                       ¦                      ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Материальной ответственности  ¦         3/70          ¦         4/52         ¦
   ¦сторон трудового договора     ¦                       ¦                      ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Труд женщин                   ¦        13/29          ¦         2/9          ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Труд работников до 18 лет     ¦        21/119         ¦         8/52         ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Рассмотрения трудовых споров  ¦       835/2843        ¦       956/2264       ¦
   +------------------------------+-----------------------+----------------------+
   ¦Рассмотрения жалоб и других   ¦         1151          ¦         1328         ¦
   ¦обращений граждан             ¦                       ¦                      ¦
   L------------------------------+-----------------------+-----------------------
   
       Анализ   проверок,  проведенных  Государственными  инспекторами
   труда  (по  правовым  вопросам)  показал,  что  основные  нарушения
   трудового  законодательства  имеют место  на  предприятиях  частной
   формы собственности.
       Несмотря  на  то,  что  ТК  РФ  действует  уже  несколько  лет,
   работодателями и другими должностными лицами допускаются  нарушения
   трудового   законодательства  в  силу   незнания   ими   требований
   нормативно-правовых актов, действующих в области трудового права.
       Невысокая  оплата  труда  работников кадровых  служб  бюджетных
   учреждений      не     позволяет     приглашать      на      работу
   высокопрофессиональных   специалистов  или   вести   повышение   их
   профессионального уровня путем системного прохождения  обучения  на
   семинарах, курсах и т.д.
       Частая   сменяемость  руководителей  бюджетных   учреждений   и
   отсутствие  обязательного  прохождения  обучения  ими  по  вопросам
   трудового   законодательства   до  назначения   их   руководителями
   организаций  также  не  способствует росту  их  правовых  знаний  в
   области трудового права и реализации знаний на практике.
       Низкий   уровень  знаний  трудового  законодательства  главными
   бухгалтерами   по  расчетам  с  работниками,  а  порой   умышленные
   действия  приводят  к нарушениям прав работников  на  оплату  труда
   (неначисление  и невыплата РК, надбавки за работу в  Южных  районах
   Дальнего Востока, неучет и неоплата сверхурочной работы и т.д.).
       Как показали проверки в части наличия коллективных договоров  и
   их  соответствия действующему ТК РФ, на предприятиях частной  формы
   собственности   коллективные  договоры  отсутствуют.   Работодатели
   утверждают,  что  работники не инициируют  процедуры  разработки  и
   принятия  коллективных  договоров,  а  они  сами  не  видят  в  них
   необходимости,  так  как  имеются  правила  внутреннего   трудового
   распорядка,    положения   об   оплате   труда    и    материальном
   стимулировании.
       На  предприятиях госсобственности коллективные  договоры  имеют
   место,  все  зарегистрированы в органах местного  самоуправления  и
   существенных  противоречий  ТК РФ, как правило,  не  имеют.  Однако
   имеют место и нарушения.
       Например:  В  ФГУП  "13 электросеть ВМФ" бухгалтерия  и  другие
   отделы   предприятия   в   своей  работе  пользуются   коллективным
   договором  другого юридического лица, который был заключен  в  1996
   г.,  то  есть  в  настоящее время истекли все сроки действия  этого
   договора.   В   частности  -  предоставленный   в   ходе   проверки
   коллективный  договор  25  ГПЭС ВМФ является  недействительным,  не
   существующим в ФГУП "13 электросеть ВМФ" по следующим основаниям:
       Пункт  1.3  предусматривает, что коллективный договор действует
   до 01.04.1999.
       Протокол  N  1 от 22.12.1999 о продлении действия коллективного
   договора,  который  на  тот  момент уже  не  существовал,  а  также
   подписанный  только  одной  из сторон,  председателем  профсоюзного
   комитета,  является недействительным, не влекущим за собой  никаких
   правовых последствий.
       Если  бы  были  соблюдены  все  процессуальные  требования   по
   продлению действия коллективного договора, то в соответствии  с  ч.
   2   ст.   43  ТК  РФ  стороны  имели  бы  право  продлить  действие
   колдоговора  на срок не более 3 лет. То есть данный колдоговор  мог
   бы  быть  продлен  до  1 апреля 2002 г., однако никаких  надлежащим
   образом  оформленных документов о продлении действия  коллективного
   договора 25 ГПЭС ВМФ в ходе проведения проверки не выявлено.
       В  случае, если бы данный коллективный договор был продлен,  то
   он,  в  соответствии с ч. 5 ст. 43 ТК РФ, продолжал бы  действовать
   до  конца  реорганизации, то есть до утверждения  Устава  ФГУП  "13
   электросеть  ВМФ"  и  внесения изменений в  Единый  государственный
   реестр юридических лиц до 16 октября 2003 г.
       По   истечении  вышеуказанных  сроков  работодатель  вместе   с
   профсоюзным комитетом должны заключить новый коллективный договор.
       Новый  коллективный договор до настоящего времени не  заключен,
   то   есть   вопросы  оплаты  труда,  премирования,  охраны   труда,
   социального  и  другого  стимулирования и поощрения  работников  до
   настоящего  времени в ФГУП "13 электросеть ВМФ" не  отрегулированы.
   Для  устранения указанного и других нарушений и выдано предписание,
   составлен  протокол,  который направлен в  военную  прокуратуру  г.
   Владивостока   для  принятия  к  руководителю  мер  дисциплинарного
   воздействия.
       Характерные  нарушения  по  направлению  "трудовые   договоры",
   которые  допускаются из года в год: незаключение трудового договора
   вообще,   нерегистрация   его  в  органе   МО   (работодателями   -
   физическими лицами), невыдача на руки работнику второго  экземпляра
   трудового  договора;  неуказание в трудовых договорах  существенных
   условий труда и др.
       Например:
       В  нарушении  ст.  66  ТК РФ в трудовую  книжку  Королева  Н.Н.
   внесена  неправильная запись о его работе в ООО  "Главтранспорт"  с
   2004 года, хотя фактически Королев на данном предприятии работал  с
   марта  2003  года.  По результатам проверки выдано  предприятие  во
   исполнение  которого  в трудовую книжку Королева  были  перечислены
   необходимые для подтверждения трудового стажа взносы.
       ОАО  "Владивостокский  морской  рыбный  порт"  (Владморрыбпорт)
   незаконно  издал  приказ N 531 от 9 августа 2005 г.  "Об  изменении
   штатного  расписания управления порта", в соответствии с которым  с
   10 августа 2005 г. были сокращены штатные должности отдела труда  и
   заработной  платы, отдел нормирования, отдела кадров и технического
   обучения, то есть в противоречии требованиям ч. 2 ст. 180 ТК  РФ  -
   работодатель  в соответствии с данным приказом не имел  возможности
   письменно  предупредить работников не менее чем за  два  месяца  до
   сокращения,  о предстоящем сокращении их должностей. Данный  приказ
   на основании предписания госинспекции труда был отменен.
       ФГУП "13 электросеть ВМФ" МО РФ"
       Оформление и прием на работу производится на основании трудовых
   договоров  и  приказов о приеме на работу. Однако,  на  предприятии
   существует  незаконная практика заключения вместо срочных  трудовых
   договоров  на  период  отсутствия  основного  работника  заключение
   непредусмотренных     Российским    законодательством     "трудовых
   соглашений",  таким  образом начальник ФГУП  "13  электросеть  ВМФ"
   полковник Ширшов А.Н. нарушает требования 15, 16, 56, 57,  59,  67,
   68  статей Трудового кодекса РФ. В такого рода трудовых соглашениях
   устанавливается  заработная  плата, включающая  в  себя  повышенный
   должностной оклад и районный коэффициент, которая превышает  размер
   должностного  оклада с районным коэффициентом основного  работника,
   но  если  бы работник принимался по надлежащим образом оформленному
   трудовому   договору,  то  данный  работник  с   применением   всех
   предусмотренных  трудовым  законодательством  доплат   и   надбавок
   (оплата  за фактически отработанное время, ДВ надбавка,  оплата  за
   работу  в  праздничные и выходные дни, оплата за  работу  в  ночное
   время,  оплата  за  сверхурочную работу  и  постоянная  ежемесячная
   премия), то данный работник фактически получил заработную  плату  в
   два  и  более  раз больше, чем предусмотрено в трудовом соглашении.
   Таким  образом,  применение  в ФГУП "13 электросеть  ВМФ"  трудовых
   соглашений  существенно  ухудшает правовое положение  работников  и
   является фактом дискриминации (нарушена ч. 2 ст. 132 ТК РФ).
       Помимо этого на работников, работающих по трудовым соглашениям,
   не   оформляются   и  не  ведутся  Постановлением  Государственного
   комитета  Российской Федерации по статистике N 1 от 5  января  2004
   г.
       В  ходе  проведения  проверки  в отделе  кадров  предприятия  у
   половины  работников  работающих  по  трудовым  договорам   "Личные
   карточки"   по   форме   N   Т-2  не  соответствуют   установленной
   законодательством форме.
       Не  заключены  трудовые договоры в письменной форме:  со  всеми
   работниками  ГОУ СПО Кавалеровский горный техникум, с 9 работниками
   из  55 работающих - в ООО "Подряд-Дом", с 22 работниками из 73 -  в
   ООО  "Престиж-Дом" (жилищная отрасль), с 1 работником - в ООО "Тех-
   Сервис"  (жилищная  отрасль), с 3 работниками -  ИП  Ткаченко  А.А.
   (парикмахерская), кооператив "Альбатрос" (торговля)  -  нарушены  -
   ст.  ст.  57,  67,  303  ТК  РФ. В трудовых договорах,  заключенных
   работниками  ООО "Центр развития инвестиций", ООО "Тех-Сервис",  не
   указаны    конкретный   размер   должностного   оклада,   районного
   коэффициента,  ДВ  надбавки; в трудовых  договорах,  заключенных  с
   работниками ООО ЧОП "Максимум" (охранное агентство), режим труда  и
   отдыха  (5  рабочих дней, 2 выходных) не соответствует фактическому
   режиму  труда  и  отдыха (сутки через трое), не  указан  конкретный
   размер  ДВ  надбавки  -  нарушена ст. 57 ТК  РФ,  также  в  ООО  ОП
   "Максимум"   издан  приказ  об  изменении  окладов   работников   в
   нарушении требований ст. 73 ТК РФ.
       С  работниками,  работающими  в  порядке  совместительства,  не
   заключаются трудовые договоры в письменной форме.
       Характерными  нарушениями  для  всех  работодателей   в   сфере
   рабочего времени и временем отдыха является следующее:
       Не  ведется  первичный  учет  рабочего  времени,  отработанного
   сверхурочно.   В  Правилах  внутреннего  трудового  распорядка   не
   устанавливается  учетный  период при суммированном  учете  рабочего
   времени,  не  предусматриваются специальные перерывы для  отдыха  и
   обогрева  для  работников, занятых на работах в холодное  время  на
   открытом воздухе.
       Работодатели  (физические  лица) в сфере  торговли  и  бытового
   обслуживания  не  составляют  график работы  своих  работников  при
   сменном режиме работы.
       На  предприятиях частной формы собственности не составляются  и
   не  соблюдаются  графики отпусков, допускается досрочный  отзыв  из
   отпуска без письменного согласия работника.
       Имеют  место  случаи  непредоставления дополнительных  отпусков
   работникам  с  ненормированным рабочим  днем,  за  работу  в  Южных
   районах Дальнего Востока, за работу во вредных условиях труда.
       Работников   привлекают  к  работе  за   пределами   нормальной
   продолжительности   рабочего   времени,   при   этом   нет   оплаты
   сверхурочной  работы  и  нет  трудовых  договоров  на   работу   по
   совместительству (внутреннему) (в нарушение ст. ст. 97, 98,  99  ТК
   РФ), в связи с чем на данные часы не начисляется заработная плата.
       Все   выявленные  в  ходе  проверок  нарушения   устранены   по
   предписаниям   государственных  инспекторов  труда   (по   правовым
   вопросам).   Виновные  должностные  лица  инспекторов   труда   (по
   правовым   вопросам).  Виновные  должностные  лица   привлечены   к
   административной ответственности.
       В  2005 г. в ходе проведенных проверок в целом ряде предприятий
   по  прежнему  имели место следующие нарушения в оплате  труда,  что
   связано,  в  том  числе,  с отсутствием на  предприятиях  локальных
   нормативных  актов  (положения  об  оплате  труда  и  премировании,
   правила  внутреннего трудового распорядка), незаключением  трудовых
   договоров:
       -   официальное  начисление  заработной  платы  по  бухгалтерии
   оказывается  в  2  -  3  раза меньше, чем фактически  выплачиваемые
   суммы   заработной  платы  (со  слов  работников,  получающих   эту
   заработную плату в "конвертах");
       -  официальное начисление заработной платы производится  исходя
   из минимального размера оплаты труда;
       -  на оклад не производится начисление районного коэффициента и
   дальневосточной надбавки;
       -   не   оплачивается  работа  в  ночное  время,  сверхурочное,
   праздничные,  выходные дни, при совмещении профессий  и  исполнении
   обязанностей временно отсутствующего работника;
       - нарушаются сроки выплаты заработной платы и сроки расчета при
   увольнении;
       -   расчетный  листки  не  оформляются  практически   на   всех
   предприятиях   частной  формы  собственности,  у  работодателей   -
   физических лиц).
       -  не  оформляются в соответствии с требованиями  постановления
   Госкомстата  РФ N 1 от 05.01.2004 ведомости и населения  заработной
   платы и платежные ведомости;
       -  в  трудовых договорах не отражены составляющие части  оплаты
   труда  в  большинстве  случаев делается ссылка  "согласно  штатного
   расписания".
       Например,   у   работодателя  -  физического  лица   Лукъяненко
   Владимира  Александровича  трудовыми  договорами,  заключенными   с
   работниками,  выплата  заработной платы предусмотрена  один  раз  в
   месяц  (нарушение  ст.  136 ТК РФ), расчетные ведомости  начисления
   заработной платы не ведутся, нет платежных ведомостей, при  выплате
   заработной  платы  работникам  не выдаются  расчетные  листки,  чем
   нарушается   ст.   136   ТК  РФ.  Лукъяненко   В.А.   привлечен   к
   административной ответственности, выдано предписание об  устранении
   нарушений трудового законодательства.
       Работодателем    -   физическим   лицом   Поляковой    Натальей
   Геннадьевной  предоставлялся очередной отпуск  Рогачевой  В.М.,  на
   момент проверки (15.11.2005) отпускные Рогачевой В.М. выплачены  не
   были.  По  предписанию N 4338/05 от 15.11.2005 отпускные выплачены.
   Полякова привлечена к административной ответственности.
       Распространенным нарушением трудового законодательства в  части
   оплаты  труда  является  нарушение  работодателем  ст.  152  ТК  РФ
   (оплаты  сверхурочных работ в повышенном размере),  особенно  такой
   категории   работников  как  сторожа,  вахтера,   кочегары.   Такие
   нарушения   были  обнаружены  в  Чугуевском  ПУ-54,   не   оплачены
   сверхурочные  работы  сторожа  Амяга  М.Т.  и  Гром  О.В.,  в   ООО
   "Урожайное",  руководитель Ногойский Виктор Иванович,  не  оплачены
   Кукушкину П.Г. В Пуховском МП ЖКХ, руководитель Калиновский  Виктор
   Иванович,  не  оплачены сторожам Галныкину М.П., Степкину  В.А.  По
   выданным  предписаниям работникам произведен перерасчет  заработной
   платы, руководители привлечены к административной ответственности.
       В  нарушение  ст.  136 ТК РФ работникам не  выдаются  расчетные
   листки  при выплате заработной платы или же в расчетных листках  не
   указаны  составные части заработной платы - МУЗ Лазовская ЦГБ,  ООО
   "Мортэк" и др.
       В нарушение ст. ст. 140, 127 ТК РФ в ГОУ профессиональном лицее
   N   38   уволенному  преподавателю  Фурманюк  О.М.   не   выплачена
   компенсация за неиспользованные дни отпуска - 1808 руб.
       Заработная  плата выплачивается 1 раз в месяц - ООО  "Альтаир",
   МУЗ  Кавалеровская ЦРБ, МОУ СОШ N 18 и др. в нарушение ст.  136  ТК
   РФ.
       По    предписанию   правового   инспектора   труда    выплачена
   задолженность по заработной плате работникам:
       -  МУЗ Кавалеровская ЦРБ - 1367,5 тыс. рублей, заработная плата
   за  октябрь  2005  г. выплачена 237 работникам 17  ноября  2005  г.
   (день выплаты заработной платы - 10 числа каждого месяца);
       -  МО  Лазовский РАНО - выплачена задолженность по  з/плате  за
   октябрь 316,9 тыс. руб. - 190 чел.;
       -  МУЗ  Городская поликлиника N 1 г. Владивостока  -  выплачена
   задолженность по заработной плате - 3567 руб. - 3 чел.;
       -  МУЗ  Ханкайская  ЦРБ - произведен перерасчет  по  заработной
   плате - 28139 руб. - 106 чел.
       К  нарушителям  применены  меры административного  воздействия,
   штрафы уплачены.
       Нарушение  трудовых  прав  работников  при  применении  к   ним
   дисциплинарных  мер взыскания выражаются в нарушении работодателями
   требований, предусмотренных ст. ст. 192 - 193 ТК РФ.
       Например:
       ООО  "Тех-Сервис" - приказы о дисциплинарном взыскании издаются
   с  нарушением требований ст. 193 ТК РФ - отсутствуют объяснительные
   работника  или  акт  дачи  объяснения,  приказы  не  доводятся   до
   сведения работника под расписку в трехдневный срок.
       Аналогичная ситуации в BOO ТОФ Министерства обороны России, ООО
   "Мирилен", ОАО "Бытовик", МУП "Рынок", ПБЮЛ Воробьевой, Венжега.
       В части непредоставления гарантий, льгот и компенсаций выявлены
   в   ходе   проверок   следующие  нарушения,   являющиеся   наиболее
   характерными по указанному направлению:
       ООО  "Феликс-Владивосток" - на момент проверки не выплачивалась
   ДВ  надбавка к заработной плате в соответствии с Постановлением  ЦК
   КПСС,  Совместно ССР, ВЦСПС N 53 от 09.10.1986 "О введении надбавок
   к  заработной плате рабочих и служащих предприятий, расположенных в
   Южных   районах   Дальнего   Востока...",   ООО   "Центр   развития
   инвестиций"    -    не   предоставляется   дополнительный    отпуск
   продолжительностью 8 календарных дней - нарушена ст. 14  Закона  РФ
   "О  Государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих  и
   проживающих  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к   ним
   местностях" от 29.02.93 N 4250-1, с изм. от 02.06.93 N 5082-1.
       На  основании выданных предписаний рыболовецкий колхоз  "Первое
   Мая",  ООО  Компания  "Дальфин", ООО Р/К  "Приморский  Промысловик"
   выдали  работникам  необходимые  им  справки  и  копии  документов,
   однако   в   ходе  проведения  проверок  по  заявлениям  работников
   установлено, что работники в нарушение ст. 62 ТК РФ до  направления
   (по  почте)  своих  заявлений  в Государственную  инспекцию  труда,
   письменные заявления работодателю не подавали.
       Ректору    "Дальневосточного   государственного    технического
   рыбохозяйственного   университета"   (Дальрыбвтуз)   Ким    Георгию
   Николаевичу  было  выдано  предписание  с  требованием  выплачивать
   командировочные  взамен суточных в иностранной валюте,  выплачивать
   без  каких-либо удержаний (подоходного налога), а также  произвести
   выплату уже удержанных сумм.
       Перечисленные  и  другие выявленные в ходе  проверок  нарушения
   устранены   по  предписаниям  Государственных  инспекторов   труда,
   виновные    должностные   лица   привлечены   к    административной
   ответственности.
       Специальная  деятельность по контролю за  соблюдением  условий,
   процедур    действия    коллективного   договора    Государственной
   инспекцией   труда   в   Приморском  крае  не  ведется,   указанное
   направление  проверяется в ходе всех проверок соблюдения  трудового
   законодательства,   при  необходимости  представителями   трудового
   коллектива  и работодателям оказывается необходимая помощь  в  виде
   консультаций (письменных, устных).
       При  наличии  информации  (в  3  квартал  2005  года  указанные
   ситуации  не имели место) о готовящихся забастовках или  голодовках
   Государственная  инспекция труда принимает меры и решает  задачи  в
   объеме  своей компетенции и тех обязанностей, которые возложены  на
   нее для использования в указанных ситуациях Федеральной службой  по
   труду и занятости.
       Административная практика по применению ст.  ст.  5.28  -  5.34
   КоАП  РФ  в Государственной инспекции труда в Приморском крае  2005
   года   отсутствовали  в  связи  с  отсутствием  событий   указанных
   правонарушений.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz