Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Приморского края

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 20.02.2006 N А51-16596/05 4-808 О ПРЕКРАЩЕНИИ НЕОБОСНОВАННОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОПРОСАМ ПОХОРОННОГО ДЕЛА, СТАВЯЩЕГО ИХ В ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ...

(по состоянию на 15 августа 2006 года)

<<< Назад


                   АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
               арбитражного суда апелляционной инстанции
   
   от 20 февраля 2006 г. Дело N А51-16596/05 4-808
                             (извлечение)
   
       Арбитражный суд Приморского края установил:
       Резолютивная    часть   постановления   оглашена    13.02.2006,
   постановление в полном объеме в порядке ст. 176 АПК РФ  изготовлено
   20.02.06.
       Администрация  г.  Владивостока  обратилась  с   заявлением   о
   признании   недействительными  решения  и  предписания   Управления
   Федеральной антимонопольной службы РФ по Приморскому краю (далее  -
   УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган) N 28 от 09.09.05.
       Решением   суда  от  02.12.2005  в  удовлетворении   заявленных
   требований  отказано.  При этом суд пришел к выводу  о  правомерном
   вынесении    антимонопольным   органом   обжалуемого   решения    и
   предписания,  поскольку в действиях Администрации  г.  Владивостока
   имеются  нарушения  п.  1  ст.  7 Закона  РСФСР  "О  конкуренции  и
   ограничении  монополистической деятельности  на  товарных  рынках",
   выразившиеся    в    необоснованном    предоставлении     отдельным
   хозяйствующим  субъектам, действующим на  рынке  ритуальных  услуг,
   статуса  специализированной  службы по вопросам  похоронного  дела,
   ставящего  их  в преимущественное положение по отношению  к  другим
   хозяйствующим субъектам, работающим на том же рынке.
       Не  согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация  г.
   Владивостока  обратилась с апелляционной жалобой, в которой  просит
   решение  суда отменить как незаконное и необоснованное.  В  доводах
   жалобы  указывает, что Администрацией г. Владивостока во исполнение
   ст.  25  ФЗ  "О  погребении и похоронном деле", 24.03.2000  принято
   постановление  N 489 "О состоянии и мерах по улучшению  похоронного
   обслуживания  в г. Владивостоке", которым утверждено  Положение  об
   организации  похоронного дела в городе Владивостоке.  Согласно  ст.
   1.3   Положения   об  организации  похоронного  дела   в   перечень
   ритуальных  услуг  в г. Владивостоке входит 13 видов  деятельности,
   пять  из которых (п. п. 1.3.1 - 1.3.5) могут осуществляться  только
   предприятиями,  получившими  статус  специализированной  службы  по
   вопросам  похоронного  дела. Все остальные хозяйствующие  субъекты,
   оказывающие  ритуальные услуги в г. Владивостоке,  в  том  числе  и
   индивидуальные    предприниматели    должны    осуществлять    свою
   деятельность   в  рамках  п.  п.  1.3.6  -  1.3.13   Положения   об
   организации   похоронного   дела  в  г.   Владивостоке.   Названное
   Положение,  по  мнению  апеллятора,  не  противоречит  действующему
   законодательству  и  не  ограничивает, а напротив,  расширяет  круг
   субъектов,   имеющих  право  оказывать  ритуальные   услуги,   т.к.
   статусом  специализированной службы по  вопросам  похоронного  дела
   согласно  Положению  могут быть наделены  не  только  муниципальные
   предприятия,  но  и юридические лица других организационно-правовых
   форм.  Федеральный  закон  "О  погребении  и  похоронном  деле"  не
   устанавливает  запрета на предоставление статуса специализированной
   службы  по  вопросам  похоронного дела  уже  созданным  юридическим
   лицам  и  предусматривает возможность создания служб, а  не  единой
   службы  по вопросам похоронного дела. Кроме того, администрация  г.
   Владивостока  считает,  что  предметом  спора  может  быть   только
   постановление  от  03.10.2000 N 1836 в  редакции  постановления  от
   17.06.2005  N  714,  которым внесены изменения  в  постановление  N
   1836.
       УФАС   по   Приморскому  краю,  возражая  по  доводам   жалобы,
   указывает, что Положение об организации похоронного дела  в  городе
   Владивостоке  не является нормативным правовым актом,  и  не  может
   применяться, т.к. не опубликовано в установленном законом  порядке.
   Администрацией г. Владивостока п. 7 Постановления от  24.03.2000  N
   489  уже была создана единая служба по вопросам похоронного дела  в
   лице  муниципального унитарного предприятия "Некрополь",  наделение
   других   юридических   лиц   статусом   специализированной   службы
   постановлениями  N  1836  от  03.10.2000  и  от  17.06.2005  N  714
   является  необоснованным  и противоречит  ст.  7  Закона  РСФСР  "О
   конкуренции   и   ограничении  монополистической  деятельности   на
   товарных  рынках".  Выводы  суда,  изложенные  в  решении,  считает
   законными  и  обоснованными  и просит  оставить  судебный  акт  без
   изменения в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
       В  судебном заседании стороны поддержали свои доводы  в  полном
   объеме.
       Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 266,  268,
   270  АПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо
   изменения решения в силу следующего.
       Материалами дела установлено, что 03.10.2000 администрацией  г.
   Владивостока  принято  постановление N 1836  "О  специализированных
   предприятиях  по  вопросам похоронного дела",  пунктом  1  которого
   утвержден      список     предприятий,     наделенных      статусом
   специализированных служб по вопросам похоронного дела,  действующих
   на  территории г. Владивостока (приложение N 1 к постановлению).  В
   данный   перечень,  кроме  муниципального  унитарного   предприятия
   "Некрополь",   созданного  администрацией  г.   Владивостока,   как
   специализированное  предприятие  по  оказанию   ритуальных   услуг,
   включены следующие юридические лица: ООО "Похоронный дом Бабынин  и
   Ко",  ЗАО  "Ритуалсервис", ООО "Спецсервис", ООО  "Тихая  обитель".
   Пунктом  2  этого  же  постановления утвержден перечень  ритуальных
   услуг,  оказываемых юридическими лицами, перечисленными в пункте  1
   (приложение N 2 к постановлению).
       Постановлением   главы   администрации   г.   Владивостока   от
   17.06.2005  N  714  внесены изменения в  постановление  N  1836  от
   03.10.2000   в   части  списка  предприятий,  наделенных   статусом
   специализированных  служб  по  вопросам  похоронного  дела   в   г.
   Владивостоке, а именно, в список включено ООО "Стикс-П",  исключены
   ЗАО "Ритуалсервис" и ООО "Спецсервис".
       УФАС  по Приморском краю, 09.09.2005 приняло решение по делу  N
   28,  которым признало факт нарушения администрацией г. Владивостока
   пункта  1  статьи  7  Закона  РСФСР "О  конкуренции  и  ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках" (далее  -  Закон
   "О   конкуренции..."),   выразившегося  в   издании   вышеуказанных
   постановлений  в  части  необоснованного  предоставления  отдельным
   хозяйствующим  субъектам, действующим на  рынке  ритуальных  услуг,
   статуса  специализированной  службы по вопросам  похоронного  дела,
   ставящего  их  в преимущественное положение по отношению  к  другим
   хозяйствующим  субъектам, работающим на том  же  рынке,  что  имеет
   результатом ограничение конкуренции на рынке ритуальных услуг в  г.
   Владивостоке.
       На основании решения, антимонопольным органом 09.09.05 вынесено
   предписание   N  28  в  адрес  администрации  г.  Владивостока   об
   устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
       Не   согласившись  с  решением  и  предписанием  от  09.09.2005
   антимонопольного  органа, администрация г. Владивостока  обратилась
   с настоящим заявлением в арбитражный суд.
       Согласно пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991  N  948-1
   "О  конкуренции  и  ограничении монополистической  деятельности  на
   товарных   рынках"  органам  местного  самоуправления   запрещается
   принимать  акты  и  (или) совершать действия, которые  ограничивают
   самостоятельность       хозяйствующих      субъектов,       создают
   дискриминирующие   или,   напротив,   благоприятствующие    условия
   деятельности  отдельных хозяйствующих субъектов,  если  такие  акты
   или  действия имеют либо могут иметь своим результатом  ограничение
   конкуренции  и  (или)  ущемление интересов хозяйствующих  субъектов
   или граждан.
       В   соответствии  со  статьей  4  Закона  конкуренция   -   это
   состязательность хозяйствующих субъектов, когда их  самостоятельные
   действия  эффективно  ограничивают  возможность  каждого   из   них
   односторонне воздействовать на общие условия обращения  товаров  на
   соответствующем товарном рынке.
       Этой же нормой определено, что товар - это продукт деятельности
   (включая  работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена  или
   иного введения в оборот.
       Ритуальные услуги, в том числе и услуги по погребению, являются
   товаром,    поскольку    обладают   его    основными    свойствами:
   потребительской    стоимостью    и    способностью    обмениваться.
   Потребность  в  получении услуг по погребению умерших  возникает  у
   лиц,  перечисленных  в статье 6 Закона "О погребении  и  похоронном
   деле",  и  эта  потребность может быть удовлетворена хозяйствующими
   субъектами, которые осуществляют данный вид деятельности,  то  есть
   и те, и другие являются субъектами рынка ритуальных услуг.
       Исходя  из определения закона, товарный рынок ритуальных  услуг
   определяется  как  сфера  реализации услуг по  погребению  умерших.
   Географическими  границами  товарного  рынка  ритуальных  услуг   в
   городе    Владивостоке   являются   административно-территориальные
   границы  данного  муниципального образования. При этом  товаром  на
   данном  рынке  выступают как услуги, оплачиваемые за  счет  средств
   родственников умерших, так и услуги, стоимость которых  возмещается
   специализированной  службе  из  средств  соответствующего  бюджета,
   поскольку  и  в  том,  и  в  другом случае хозяйствующему  субъекту
   возмещается стоимость затрат на оказание этих услуг.
       Согласно  пункту  2 статьи 9, пункту 1 статьи  25  Федерального
   закона  "О  погребении  и похоронном деле" организация  похоронного
   дела,  в  том числе и по погребению как одному из видов  ритуальных
   услуг,  осуществляется федеральными органами исполнительной власти,
   органами  местного самоуправления через создаваемые этими  органами
   специализированные службы по вопросам похоронного дела.
       Вместе  с  тем,  оказанием ритуальных  услуг,  в  том  числе  и
   погребением,   может   заниматься  не   только   специализированная
   организация,  созданная органом исполнительной власти субъектов  РФ
   и  органами  местного самоуправления. Статьей 6  указанного  Закона
   установлено,  что  в  случае мотивированного  отказа  кого-либо  из
   указанных в ст. 5 Закона лиц от исполнения волеизъявления  умершего
   оно  может  быть исполнено иным лицом, взявшим на себя  обязанность
   осуществить     погребение    умершего,     либо     осуществляется
   специализированной службой по вопросам похоронного дела.
       Согласно  статье  9  Закона "О погребении  и  похоронном  деле"
   специализированные   службы  на  безвозмездной   основе   оказывают
   супругам,  близким  родственникам и  другим  лицам  гарантированный
   перечень  услуг  по погребению. При этом расходы специализированной
   службе возмещаются за счет различных фондов.
       Статья   10   Закона   "О   погребении   и   похоронном   деле"
   предусматривает,    что   родственники   умершего,    осуществившие
   погребение  за счет собственных средств, вправе получить социальное
   пособие  на  погребение.  Гражданам,  пользовавшимся  услугами   на
   безвозмездной   основе,  социальное  пособие   на   погребение   не
   выплачивается.  Следовательно,  Федеральный  закон  предусматривает
   как  безвозмездное  оказание  ритуальных  услуг  специализированной
   службой   органа  местного  самоуправления,  так  и   осуществление
   погребения  за  свой  счет,  с последующим  получением  социального
   пособия.  В последнем случае родственники могут получить ритуальные
   услуги  (в  том  числе и погребение) у любого лица, осуществляющего
   оказание   таких  услуг.  Иначе  следовало  бы  признать,   что   у
   родственников   умершего  отсутствует  право  выбора   организации,
   оказывающей такие услуги.
       Статьей  25  Закона "О погребении и похоронном деле" закреплены
   гарантии  осуществления  погребения путем  организации  похоронного
   дела,  заключающиеся в создании специализированных  служб,  которые
   обязаны  оказывать гарантированный перечень услуг по погребению  на
   безвозмездной   основе.   Такие  специализированные   службы,   как
   указывалось  выше,  создаются органами  местного  самоуправления  и
   только  в  организационно-правовой форме,  допускаемой  гражданским
   законодательством,  учитывая  особый  правовой  статус   учредителя
   такой службы - муниципалитет.
       Как  следует  из  п. 6.1 постановления N 489 от  24.03.2000  "О
   состоянии  и  мерах  по  улучшению похоронного  обслуживания  в  г.
   Владивостоке"  администрацией г. Владивостока создано муниципальное
   унитарное  предприятие  "Некрополь" как  единая  специализированная
   служба  по вопросам похоронного дела, т.е. служба, которая  обязана
   оказать   в   любом  случае  гарантированный  перечень   услуг   по
   погребению.  При этом МУП "Некрополь" будут в обязательном  порядке
   в  силу  ФЗ  "О  погребении и похоронном деле"  возмещены  расходы,
   понесенные на погребение, из местного бюджета.
       Однако, Закон "О погребении и похоронном деле" не предоставляет
   органам    местного   самоуправления   право   наделять    статусом
   специализированной  службы  по  вопросам  похоронного   дела   иные
   юридические лица, уже созданные.
       В этой связи, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда
   о   несоответствии  Приложения  N  2  к  постановлению  N  489   от
   24.03.2000   в   части   наделения  таким  статусом   хозяйствующих
   субъектов различных организационно-правовых форм.
       Постановлениями  N  1836 от 03.10.2000 и N  714  от  17.06.2005
   администрация  г.  Владивостока в  нарушение  ФЗ  "О  погребении  и
   похоронном  деле"  наделила статусом специализированной  службы  по
   вопросам  похоронного  дела уже созданные и оказывающие  ритуальные
   услуги отдельные юридические лица.
       Поскольку  ст.  25 Закона "О погребении и похоронном  деле"  не
   предусматривает, что субъектный состав участников рынка  ритуальных
   услуг  ограничивается  созданием  специализированных  служб,   иные
   юридические лица не лишены права заниматься этой деятельностью  без
   такого статуса.
       Принимая    во   внимание   возмездность   услуг,   оказываемых
   специализированной  организацией по вопросам  похоронного  дела  за
   счет    средств   соответствующего   бюджета,   администрация    г.
   Владивостока, наделяя статусом специализированной организации  иные
   хозяйствующие  субъекты помимо МУП "Некрополь",  поставила  их  тем
   самым   в   преимущественное  положение  по  отношению   к   другим
   хозяйствующим субъектам, работающим на том же рынке товара.
       Таким  образом,  имеет место ограничение конкуренции  на  рынке
   ритуальных услуг, что противоречит и нарушает требования п.  1  ст.
   7 Закона "О конкуренции...".
       Из  смысла  статей 198, 201 АПК РФ следует, что  для  признания
   ненормативного акта, действий (бездействия) незаконными  необходимо
   наличие  одновременно  двух условий: несоответствие  ненормативного
   правового   акта,   действий   (бездействия)   закону   или   иному
   нормативному  правовому  акту, а также нарушение  прав  и  законных
   интересов   заявителя   в   сфере   предпринимательской   и    иной
   экономической деятельности.
       Учитывая  вышеназванную норму процессуального закона,  а  также
   установленные выше обстоятельства, суд первой инстанции  правомерно
   отказал     администрации    г.    Владивостока     в     признании
   недействительными  и  отмене решения и предписания  N  28  УФАС  по
   Приморскому краю от 09.09.2005.
       Доводы  заявителя жалобы о том, что предметом спора может  быть
   только  постановление от 03.10.2000 N 1836 в редакции постановления
   от  17.06.2005 N 714, поскольку постановлением от 17.06.2005 N  714
   только  внесены изменения в постановление N 1836, несостоятельны  и
   не  основаны  на  нормах  права, т.к.  оба  постановления  являются
   самостоятельными  ненормативными актами и  могут  быть  оспорены  в
   установленном  законом  порядке.  Более  того,  судебная   коллегия
   обращает  внимание  заявителя на то, что предметом  рассматриваемых
   требований является решение и предписание антимонопольного органа.
       Оснований    для   отмены   решения   суда   и   удовлетворения
   апелляционной жалобы не имеется.
       Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, суд
   
                              постановил:
   
       Решение от 02.12.2005 по делу N А51-16596/05-4-808 оставить без
   изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
       Постановление  может  быть обжаловано в  2-х  месячный  срок  в
   Федеральный   Арбитражный   суд   Дальневосточного   округа   через
   Арбитражный суд Приморского края.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz